logo
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Кратковременные живописные этюды-наброски.

Наброски различного характера и целевого назначения имеют место как в рисунке, так и в живописи, в скульптуре. В повседневной практике термином «набросок» обозначают обычно различные кратковременные упражнения по рисунку. В живописи изображение натуры цветом обычно называют этюдом, но этюды бывают разными. Поэтому само по себе понятие «этюд» не дает еще ясного представления о характере, задачах, методике выполнения, средствах выразительности различных видов этюдной работы.

Этюд-набросок — это быстро и бегло выполненное изображение, в самых общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Иногда такие этюды называют кроками или нашлепками. Общее целевое назначение кроков и набросков сходно, но все же термин «набросок» имеет более широкий смысл. Поэтому при работе с натуры термин «кроки» употребляется реже. Чаще им пользуются для обозначения первоначальных эскизных набросков по композиции, в которых бегло, в самом общем, суммарном виде фиксируется первоначальный замысел автора. Размер таких эскизов-кроков не превышает иногда величины спичечного коробка. Еще менее употребителен термин «нашлепок», встречающийся, как правило, в личной практике отдельных художников и педагогов.

Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Неповторимые и быстротечные события, явления можно запечатлеть лишь в форме очень быстрого наброска. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания и постоянно изменяющееся состояние пейзажа, освещенности, движения людей, животных и т. д. Чтобы запечатлеть все это, художник располагает иногда считанными минутами или даже секундами, не имеет возможности рассмотреть подробно натуру, увидеть все детали. Но, например, пластически красивое, напряженное движение борющегося спортсмена поразило впечатление художника, осталось в его зрительной памяти. Передать характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, «остановить мгновение» — таковы задачи наброска. Его достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия увиденного и выразительной передачей этого.

С. В. Иванов говорил, что набросок с натуры способен вызвать иногда гораздо большее «эстетическое волнение, чем иная ровная, законченная на всем протяжении картина».

Недостаток времени, быстротечность события вынуждают художника мгновенно ориентироваться в обстановке и передавать в наброске скупыми живописными или графическими средствами общий пластический и цветовой характер натуры. В силу этого в этюдах-набросках возможна обобщенность изображения — многие подробности, детали в них могут отсутствовать или остаться приблизительными, незаконченными, едва намеченными и понятными лишь автору. Однако при всей обобщенности решения этюда надо стремиться к тому, чтобы предметы в изображении не утрачивали своих природных признаков и качеств. Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения.

Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться пе¬редать общий цветовой характер натуры, ее движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска. Умение быстро и верно передавать характер, пропорции, цветовую окраску, движение важно и при рисовании животных, птиц, и при изображении пейзажа на рассвете, при закате солнца, наступлении сумерек. Здесь художник вначале должен передать различия по цвету, тону, характеру, пропорциям больших масс неба, земли, воды, предметов, а потом дополнять этюд необходимыми подробностями. Таким образом, перед этюдом-наброском в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, эмоциональное состояние натуры.

В быстром этюде надо стремиться к возможной простоте, лаконичности, выразительности изображения, для чего необходимо из массы впечатлений от натуры выделять только ее самые характерные особенности. Надо избегать ненужных подробностей в деталировке, нанесении штрихов, линий, пятен, мазков, не способствующих усилению выразительности этюда. Примером в этом отношении может служить творческая практика В. А. Серова. При выполнении постоянных упражнений по рисованию он стремился к чистоте и красоте линии, изяществу и мелодичности ее построения (портрет балерины Т. Карсавиной, А. Павловой, иллюстрации к басням И. А. Крылова).

В своих воспоминаниях И. Э. Грабарь так рассказывает о методе работы В. А. Серова: «Недовольный своими рисунками, Серов долго искал иного, более быстрого, но более упрощенного подхода к решению этой задачи, что ему удалось только в последние годы жизни, когда он ездил в Париж, чтобы работать в специальной академии набросков. Здесь-то он при помощи одного несложного технического приема и выработал ту систему рисования, которая помогла ему создать серовский стиль рисунка.

Прием заключался в том, что Серов заказывал особые альбомы не из плотной бумаги, а из пергаментной прозрачной кальки. Рисовал натурщицу молниеносно, буквально одну-две минуты, и тотчас переворачивал страницу, ложившуюся на предыдущий рисунок, который через прозрачный новый лист был четко виден. Это проделывал он до четырех, пяти и даже до семи раз, тут же уничтожая все предварительные листы и оставлял в альбоме последний, наиболее удавшийся... Серов стремился к тому, чтобы в его рисунке не было ни одной лишней линии, ничего не говорящей черты, чтобы была та же изящная простота, какой мы восхищаемся в статуэтках Танагры». Этот метод обобщения нашел свое применение и в живописных работах, например в «Портрете танцовщицы Иды Рубинштейн», «Похищении Европы».

На начальном этапе обучения учащимся не следует стремиться как можно быстрее выполнить этюд. Умение сделать этюд-набросок быстро и грамотно, выразительно, с хорошим художественным вкусом и тактом придет со временем в результате Длительной практической работы. Чтобы сделать, например, такой этюд с фигуры человека, потребуются знания анатомического строения, пропорций, принципов движения фигуры, а также умение видеть натуру цельно, делать отбор главного, характерного в ней. В быстрых набросках, выполненных торопливо неопытными учащимися, неизбежны грубые ошибки. Поставленная учебная задача часто упускается или решается формально, суживается до стремления быстрее завершить работу. В результате этюд получается слишком общим, приблизительным.

Такие упражнения могут приучить поверхностно смотреть и судить о натуре, идти по пути манерности, развития ловкости руки. В то же время задача наброска состоит не в том, чтобы уметь быстро и ловко нарисовать, а в изучении и познании различных сторон натуры. Поэтому на первых порах обучения больший объем в работе с учащимися должны занимать двух-четырех-часовые зарисовки. Затем, по мере приобретения знаний и опы¬та, время на выполнение набросков можно постепенно уменьшать.

Вначале следует рисовать неподвижные предметы и объекты, а затем — живую модель. При изображении натуры в спокойном положении одну-две минуты необходимо отводить на изучение и анализ натуры, ее свойств и особенностей. Наметив в наброске общее, можно переходить к разработке характерных деталей. Рисовать с живой натуры следует лишь до тех пор, пока она не изменила своего положения. Заканчивать набросок по памяти, если такая задача не поставлена, не рекомендуется, лучше начать новый набросок.

Работу над быстрыми этюдами надо обязательно чередовать с выполнением этюдов длительного характера. Специфика природы набросков не позволяет с необходимой полнотой изучить и передать своеобразие и богатство форм, цвета, света и других особенностей натуры.

С другой стороны, занятие только длительными этюдами притупляет остроту восприятия натуры, живое отношение к ней. Поэтому следует разумно сочетать работу над длительными этюдами с этюдами кратковременного характера — набросками, зарисовками. При одностороннем увлечении каким-либо одним видом учебных заданий вырабатывается штамп, заученность приемов, живописной палитры. Чередование различных видов учебных заданий и методики их выполнения активизирует восприятие натуры, позволяет разнообразнее и глубже изучать ее. Овладеть искусством наброска можно только путем постоянного рисования с натуры. В этом суть всех советов мастеров реалистического искусства. Известный русский художник-педагог Д. Н. Кардовский говорил: «...в нашем деле бесконечное количество упражнений есть один из залогов успеха... Поэтому я ограничусь ... только одним советом: упражняйтесь, упражняйтесь и упражняйтесь, не щадя своих сил и времени». Весьма верно необходимость для творчества постоянных упражнений, тренировки подметил известный композитор и музыкант А. Рубинштейн: «Если я один день не играю, то я это замечаю сам, если я два дня не играю, то это замечают мои друзья. Если же я три дня не играю, то это замечает публика».

В равной мере это относится и к практике художника. Чтобы овладеть живописным мастерством, в том числе и искусством быстрых этюдов, нужна постоянная творческая работа. Рекомендуется как можно больше рисовать, не расставаться с карандашом и красками, при каждом удобном случае фиксировать в альбоме все, что поразило, привлекло к себе внимание. Полагаться в данном случае на зрительную память не следует (хотя, разумеется, развивать ее в себе художнику необходимо). Зрительный образ не может долго оставаться в памяти. Она никогда не сохранит зрительные впечатления с такой ясностью и полнотой, какую дадут нам этюд или набросок.

Поэтому художнику, особенно начинающему, надо как можно больше работать с натуры, зарисовывая заинтересовавшие явления, события. Иначе потери могут быть невосполнимыми. «...Однажды, не написав понравившееся, можно уже никогда не получить повторной возможности», — говорил по этому поводу В. В. Мешков. В. И. Суриков сравнивал художника с охотником, который должен постоянно наблюдать, всегда имея при себе альбом и карандаш. К.П. Брюллов и сам не расставался с альбомом и того же требовал от учеников. Его девизом было рисовать всегда, в любых условиях и обстоятельствах, с натуры и по памяти.