Живопись портрета на холсте масляными красками.
В изобразительном искусстве портрет- это самостоятельный жанр, целью которого является отобразить визуальные характеристики человека. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. В наш 21 век - век цифровых технологий портрет, написанный художником, не потерял своей актуальности. Чтобы создавать своими руками художественный портрет, требуется владение выразительными средствами живописи, а это невозможно без творческих
способностей и таких качеств, как зрительная память, наблюдательность, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы.
Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность Живопись - это удивительное чудо превращения всем доступных художественных материалов в самые различные зримые образа реальной действительности. Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве. Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник отражает мир. Но, выражая своё понимание мира, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл. В художественных произведениях разных жанров изобразительного искусства, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи. Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску и мозаику.
Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.
Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно).
В живописном изображении с натуры необходимо учитывать не только разнообразие цветов, но и их единство, определяемое силой и цветом источника освещения. Ни одно цветовое пятно не следует вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме. В таком изображении каждый цвет будет выделяться как что-то постороннее и чуждое данному состоянию освещённости; он будет казаться случайным и разрушать цветовую целостность изображения.
Таким образом, естественная цветовая объединённость красок общим цветом освещения является основой создания гармонического цветового строя картины.
Цвет - одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передаёт на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаз художника способен отличить более 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего персонажа в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, зачастую в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическим) персонажами.
Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце 16 - начале 17 вв. повлияли на возникновение новых форм портрета. Его специфика теперь определялась изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Портретисты ищут большую адекватность истинному облику модели, раскрывая её многосложный характер. Существенное обновление идейно-содержательной структуры портрета в 17 веке сопровождалось эволюцией его выразительных средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность. Также огромная роль отводилась выразительности жеста модели.
"Техника" - это совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых художник пишет портреты на заказ по фотографии или с натуры или создаёт картины в других жанрах изобразительного искусства. Понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального и планомерного использования художественных возможностей материалов в передаче вещественности предметов, в лепке объёмной формы, моделировке пространственных отношений и так далее. Таким образом, техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.
Современные портретисты чаще всего пишут картины масляными красками на грунтованном холсте, натянутом на подрамник. Картина - это произведение живописи в красках, самостоятельное по значению. Картины различаются по жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая картина. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме. Картина - это типичный вид станковой живописи, которая в отличие от монументальной может свободно экспонироваться. Картины создаются в основном на холсте масляными и другими красками и оформляются в багетную раму. Хотя ещё три-четыре века назад деревянные доски считались самой надёжной основой для масляной живописи.
Главной причиной широкого распространения холста стала его лёгкость в сравнении с другими основами. Произведения больших размеров, написанные на холсте, можно снимать с подрамника и навёрнутыми на вал перевозить на любые расстояния. Художник в масляной живописи должен стремиться использовать минимальное количество красок, чтобы создать впечатление многокрасочности.
Знание техники и материалов живописи, их специфических особенностей помогает художникам наиболее полно реализовать свой творческий замысел, создать произведение на высоком художественно-эстетическом уровне.
Высокопрофессиональный портретист может не быть великим художником, но великий художник неукоснительно является высокопрофессиональным мастером в портретном жанре, потому что всеобъемлющее воображение заключает в себе глубокое понимание всех выразительных средств и стремление ими овладеть. Но несмотря на всё своё техническое совершенство, живописный портрет ещё не обладает художественной ценностью, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя.
В портретной живописи точное изображение натуры реализуется через художественный образ, цвет, композицию и колорит.
Первейшее качество портретиста заключается в неторопливом и добросовестном изучении модели. Тут художнику необходимо не только глубокое проникновение в индивидуальный склад модели, но и способность его обобщить и сознательно утрировать кое-какие детали, дабы выделить самое характерное в модели и отчётливо передать её облик.
Когда я вижу хороший портрет, я понимаю, как велики были усилия художника, которому нужно было не только увидеть всё явное. но и разгадать всё скрытое. При вдумчивом подходе становится ясно, что в портрете нет ничего несущественного. Поза, выражение лица, одежда и даже фон - всё должно служить воплощению характера. И великие мастера, и вообще все хорошие художники ставили себе цель лаконично, но с силой выразить характер портретируемого.
Художник должен не копировать натуру, а истолковывать её более простым и более выразительным языком. При абсолютно точном исполнении художник лишён возможности проявить своё отношение к изображаемому человеку, если он ставит себе целью передать лишь внешнее сходство. У известных мастеров портретного жанра изображение никогда полностью и точно не передаёт модель, а лишь отображает её с определённой точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в портрете. Результатом такого активного отношения к натуре будет не просто точное изображение, а художественный образ, в котором портретист, обобщая отдельные детали, подчёркивает самое главное, характерное. Таким образом, в живописном портрете проявляется и эстетическая позиция художника. Такого портретиста можно назвать поэтом в живописи.
- 1. Живопись как вид изобразительного искусства - 2 часа.
- Лекция № 2. Инструменты и художественные материалы для живописи - 2 часа.
- Лекция № 3. Цвет в живописи - 2 часа.
- Пространство как фактор композиции.
- Лекция № 4. Воздушная и световая перспектива
- Лекция № 5. Способы нанесения и смешения красок - 2 часа.
- Лекция № 6. Живопись акварелью – 2 часа.
- Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.
- Принадлежности для работы, грунты
- Живопись гуашью
- Лекция № 8. Живопись масляными красками - 3 часа.
- Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
- Структура и элементы живописного красочного слоя
- Методика работы масляными красками
- Основные правила:
- Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
- Учебные и творческие работы, их задачи и особенности.
- Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- Организация натурных постановок.
- Лекция №10. Живопись натюрморта .
- Задачи учебного натюрморта
- История формирования жанра интерьера в живописи
- Закономерности изображения архитектурного пространства в закрытом помещении
- Виды интерьера
- Методика работы над интерьером
- Лекция № 12. Живопись пейзажа .
- Виды пейзажа
- Цвет в Живописи
- Специфика изображения пейзажа
- Лекция № 13. Живопись портрета.
- Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:
- Фон и атрибуты
- Визуальная характеристика
- Красота в портрете
- Позирование
- Развитие портрета в живописи
- Живопись портрета на холсте масляными красками.
- Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
- Учебная живопись фигуры человека одетой.
- Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
- Лекция № 15. Живопись обнаженной фигуры человека – 3 часа.
- Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека