logo
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Лекция № 12. Живопись пейзажа .

Место пейзажа истории живописи. Виды пейзажа. Закономерности изменения цвета на расстоянии. Воздушная и световая перспектива при изображении пейзажа. Общее тоновое и цветовое состояние натуры, цветовое единство, гармония цветов натуры (ко­лорит). Общее тоновое и цветовое состоя­ние освещенности пейзажа в разное время суток. Процесс живописи природы с натуры. Методика работы над пейзажем.

Пейзаж - род живописи, занимающейся изображением видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием. Главнейшие направления пейзажной живописи: 1) романтическое; на первый план выступает субъективное переживание художника: религиозное чувство, восторг пред красотою природы - отсюда некоторая приукрашенность действительности; 2) реалистическое и натуралистическое; спокойная и правдивая передача природных тонов и красок; 3) импрессионизм; 4) стилизованный пейзаж.

В пейзаж входят некоторые основные элементы: земная поверхность, растительность, человеческие постройки, перспектива вида. Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки), фауну, людей, свет.

Первые пейзажи появляются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света.

Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао).

В 13-15 вв. в западноевропейском искусстве тенденции к чувственно убедительной трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны заменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мираю

В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике и в малоразмерных живописных композициях, где образ природы или является единственным содержанием картины, или безраздельно главенствует над оценками переднего плана.

Качественно новый этап открывают произведения Ф. Гварди, выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды. Видовой пейзаж играет также решающую роль в становлении пейзажа в странах, где до 18 в. не было самостоятельного пейзажного жанра (например, в русской живописи).

В конце 18-первой половине 19 вв. в пейзаже преобладают романтические тенденции. Романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естественной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств.

Представители реалистического пейзажа середины и второй половины 19 в. стремятся показать внутреннее достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов.

Доминирующее значение пейзаж обретает у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа.

В 20 веке мастера фовизма с помощью радостных или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и динамическую напряжённость ландшафта. Появляется тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, в своеобразное переходное звено к абстрактному искусству.

В 1920-е годы в русской живописи появляется советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев), складывается вид мемориального пейзажа. В произведениях русских пейзажистов в 30-е годы сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины. Художников прельщают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека