Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
Первая из них предполагает точную, строгую, тщательную передачу контура и формы, что не исключает идеализации, которая для просвещённых натуралистов состоит в выборе наиболее характерной позы, лучше всего выражающей душевный слад модели. Она предполагает также намеренное, в разумных пределах, преувеличение существенных деталей, подчёркивание того, что естественно выделяется, что является главным и отличительным, и, с другой стороны, - пренебрежение несущественными подробностями и случайными искажениями.
Вторая концепция, которой придерживаются колористы, состоит в том, чтобы из портрета создать картину, полноценное лирическое произведение, где есть пространство и поэзия. Здесь искусство более взыскательно и ставит перед собой более сложные задачи. Портретист должен суметь найти романтическую атмосферу, которая послужит фоном его модели, - зыбкие, знойные испарения или мягкие сумерки. Здесь больше простора воображению, и, подобно тому как роман бывает правдивее исторической повести, так щедрая и лёгкая кисть колориста иной раз более проникновенно выражает модель, чем карандаш рисовальщика.
Одни художники привносят в портрет романтические элементы, гармонирующие с характером изображаемого лица, например грозовое облачное небо, воздушный, лёгкий фон, поэтическое убранство комнаты, томную позу, смелую осанку и тому подобное. Другие портретисты намеренно ограничивают арсенал художественных средств, то ли будучи не в силах использовать их целиком, то ли в надежде достигнуть таким путём большей выразительности.
Романтический портрет заключается не в выборе сюжета, не в достоверности изображения, а в манере чувствовать. Романтизм - это наиболее сильное выражение красоты. Другими словами романтизм - это интимность, одухотворённость, колорит, устремление к бесконечному, выраженное всеми доступными средствами.
Полотна кисти известных портретистов, разные по содержанию, художественной манере, колориту технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, создаётся впечатление, что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие художники - труженики. В каждом новом портрете истинный художник стремится к ещё большему мастерству. Великие живописцы всегда искали новые пути самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся художник перестаёт быть художником.
Живопись требует от художника-портретиста всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.
Лекция № 14. Живопись фигуры человека одетой - 3 часа.
Место парадного портрета (в полный рост) в истории живописи. Цели и задачи учебной живописи фигуры человека одетой, полуодетой, в сложном ракурсе. Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
Парадный портрет или репрезентативный портрет — подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).
Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй.
Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха — регалии, символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.
Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).
- 1. Живопись как вид изобразительного искусства - 2 часа.
- Лекция № 2. Инструменты и художественные материалы для живописи - 2 часа.
- Лекция № 3. Цвет в живописи - 2 часа.
- Пространство как фактор композиции.
- Лекция № 4. Воздушная и световая перспектива
- Лекция № 5. Способы нанесения и смешения красок - 2 часа.
- Лекция № 6. Живопись акварелью – 2 часа.
- Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.
- Принадлежности для работы, грунты
- Живопись гуашью
- Лекция № 8. Живопись масляными красками - 3 часа.
- Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
- Структура и элементы живописного красочного слоя
- Методика работы масляными красками
- Основные правила:
- Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
- Учебные и творческие работы, их задачи и особенности.
- Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- Организация натурных постановок.
- Лекция №10. Живопись натюрморта .
- Задачи учебного натюрморта
- История формирования жанра интерьера в живописи
- Закономерности изображения архитектурного пространства в закрытом помещении
- Виды интерьера
- Методика работы над интерьером
- Лекция № 12. Живопись пейзажа .
- Виды пейзажа
- Цвет в Живописи
- Специфика изображения пейзажа
- Лекция № 13. Живопись портрета.
- Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:
- Фон и атрибуты
- Визуальная характеристика
- Красота в портрете
- Позирование
- Развитие портрета в живописи
- Живопись портрета на холсте масляными красками.
- Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
- Учебная живопись фигуры человека одетой.
- Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
- Лекция № 15. Живопись обнаженной фигуры человека – 3 часа.
- Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека