logo
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.

Первая из них предполагает точную, строгую, тщательную передачу контура и формы, что не исключает идеализации, которая для просвещённых натуралистов состоит в выборе наиболее характерной позы, лучше всего выражающей душевный слад модели. Она предполагает также намеренное, в разумных пределах, преувеличение существенных деталей, подчёркивание того, что естественно выделяется, что является главным и отличительным, и, с другой стороны, - пренебрежение несущественными подробностями и случайными искажениями.

Вторая концепция, которой придерживаются колористы, состоит в том, чтобы из портрета создать картину, полноценное лирическое произведение, где есть пространство и поэзия. Здесь искусство более взыскательно и ставит перед собой более сложные задачи. Портретист должен суметь найти романтическую атмосферу, которая послужит фоном его модели, - зыбкие, знойные испарения или мягкие сумерки. Здесь больше простора воображению, и, подобно тому как роман бывает правдивее исторической повести, так щедрая и лёгкая кисть колориста иной раз более проникновенно выражает модель, чем карандаш рисовальщика.

Одни художники привносят в портрет романтические элементы, гармонирующие с характером изображаемого лица, например грозовое облачное небо, воздушный, лёгкий фон, поэтическое убранство комнаты, томную позу, смелую осанку и тому подобное. Другие портретисты намеренно ограничивают арсенал художественных средств, то ли будучи не в силах использовать их целиком, то ли в надежде достигнуть таким путём большей выразительности.

Романтический портрет заключается не в выборе сюжета, не в достоверности изображения, а в манере чувствовать. Романтизм - это наиболее сильное выражение красоты. Другими словами романтизм - это интимность, одухотворённость, колорит, устремление к бесконечному, выраженное всеми доступными средствами.

Полотна кисти известных портретистов, разные по содержанию, художественной манере, колориту технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, создаётся впечатление, что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие художники - труженики. В каждом новом портрете истинный художник стремится к ещё большему мастерству. Великие живописцы всегда искали новые пути самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся художник перестаёт быть художником.

Живопись требует от художника-портретиста всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.

Лекция № 14. Живопись фигуры человека одетой - 3 часа.

Место парадного портрета (в полный рост) в истории живописи. Цели и задачи учебной живописи фигуры человека одетой, полуодетой, в сложном ракурсе. Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.

Парадный портрет или репрезентативный портрет — подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй.

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха — регалии, символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).