Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
Проклейка и грунтовка основы. Это сложный этап в работе. От качества грунта зависит качество живописи, сохранность картины. Подготовка клея (столярный, костный). Клей измельчают, заливают кипяченой водой и держат около суток до набухания. Затем воду сливают, клей разливают и размешивают. Затем снова заливают кипяченой водой, перемешивают и 40 минут варят в клееварке, не доводя до кипения.
Сваренный клей процеживают через марлю. Затем в клей добавляется кипяченая вода и пластификатор. Раствор перемешивается. Раствор для проклейки должен быть крепким. Проклейка должна наноситься быстро. Излишки клея нужно снять. Клей должен хорошо впитываться в холст. Для проклейки используется желатин, столярный клей, рыбий, казеиновый, крахмал. На проклеенный холст можно наносить грунт всех видов. Грунт состоит из связующего, наклеенных наполнителей и различных добавок.
В качестве связующих применяется клей животного и растительного происхождения (желатин и т.д., растительные масла, яичные желтки). Чтобы придать грунту эластичность, в клеевой раствор вводят глицерин, мед, касторовое масло и т.д. Для предохранения грунта от плесени и гнили в его состав вводятся консервирующие вещества – формалин, квартолит и другое.
Пигменты, наполнители дают цвет, фактуру, структурную массу и впитывающую способность. Классическим наполнителем является мел. Мел иногда используется в смеси с цинковыми белилами. Грунт, приготовленный на мелу, сильно впитывает связующее из красок, могут появиться пятна.
Кроме мела наполнителем может служить гипс, каолин, мука, зола, опилки.
Полумасляный грунт – это грунт, на который нанесена масляная краска. Чаще всего для этой цели используются свинцовые белила.
Масляный грунт делается из специально приготовленной краски. На проклеенную основу мастихином наносится слой грунта (тонкий), который затем втирается в холст, разравнивается. После просушки наносится второй, более тонкий слой и более жидкой краской.
Эмульсионные грунты применяются с ХIХ века. Связующим в грунтах являются эмульсии. При высыхании они дают прозрачные пленки с матовой поверхностью. Эмульсия сохнет в два этапа: 1. Высыхает воды, 2. Сохнет масло. Эмульсия из клея и растительного масла представляет смесь, в которой масло находится в жидком состоянии. Эмульсию можно приготовить из яичного желтка. Желток разводиться водой, добавляется мел или сухие белила. Эмульсионные грунты имеют матовую поверхность.
Клеевые грунты. Они готовятся без масла. Состоят из проклеек, нескольких слоев основного грунта. Грунт готовится на водном растворе клея с добавлением пластификатора. Клеевой грунт всегда проницаем.
На клеевых грунтах краски меньше желтеют и чернеют. Эти грунты быстро сохнут и не требуют выдержки во времени. Одним из лучших клеевых грунтов является казеиновый. Он хорошо держит краску, меньше вызывает пожухание. Казеин – водорастворимый клей. Это самый прочный и надежный клей. Он хорошо эмульсирует с маслом. Казеиновый клей нетрудно приготовить самому. Для этого нужно взять на 100 частей обезжиренного творога 4 части нашатырного спирта. Отжатый творог промыть в теплой воде, а затем протереть сквозь сито и перемешать с водой. Когда смесь будет однородной, в виде сметаны, в нее налить нашатырный спирт. Все это перемешать до получения густой массы. Раствор несколько часов отстаивается, затем вновь перемешивается. Полученный клей можно разбавлять водой до нужной консистенции.
ГРУНТЫ
Грунт однослойный: 100 г. воды, 5г. осетрового клея, цинковые и свинцовые белила в равных долях. Раствор наносится в теплом виде. Время просушки – 24 часа.
Грунт двухслойный: 1-й слой: на 100 г. воды – 5г. желатина, мел. 2-й слой: тот же состав, но раствор несколько гуще. После просушки пемзование и выдерживание в течение нескольких дней.
Синтетические грунты. Готовятся на синтетических связующих: поливиниловый спирт (ПВС) и эмульсия (ПВА-ЭМ) (поливинилацетатная).
Поливиниловый спирт (ПВС) – сухой, твердый порошок, без вкуса, запаха. Растворяется только водой. Особенно устойчив к действию масел, жиров, бензина. Поливинилацетат – твердое, бесцветное, нетоксичное вещество, нерастворимое в воде, бензине. ПВА – ЭМ – белая эмульсия. Почти не желтеет, безвредна. С красками совместима, кроме кобальта фиолетового. Структура и элементы живописного красочного слоя. Каждый мазок краски может иметь определенную форму, размер, направление. Фактура красочной поверхности является важным средством художественной выразительности.
Первый метод – выполнение подмалевка, прописок, лессировок.
Завершение работы по каждому этапу должно сопровождаться перерывами для полного просыхания краски.
Подмалевком принято называть первую прописку живописного основания цветом. Он является подготовительной стадией работы. Основной краской подмалевка могут быть и белила. Подмалевок с помощью белил может быть и многоцветным.
На следующих стадиях – в прописках – по хорошо просохшему подмалевку художник добивается окончания работы.
На клеевых грунтах берутся иногда акварельные или темперные краски.
Темперные краски наносятся тонким слоем в протирку или жидко разбавленными.
Метод Аля-прима
Особенность метода состоит в том, что живопись по сырому ведется в один слой. Метод Аля-прима больше применим для этюдов.
- 1. Живопись как вид изобразительного искусства - 2 часа.
- Лекция № 2. Инструменты и художественные материалы для живописи - 2 часа.
- Лекция № 3. Цвет в живописи - 2 часа.
- Пространство как фактор композиции.
- Лекция № 4. Воздушная и световая перспектива
- Лекция № 5. Способы нанесения и смешения красок - 2 часа.
- Лекция № 6. Живопись акварелью – 2 часа.
- Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.
- Принадлежности для работы, грунты
- Живопись гуашью
- Лекция № 8. Живопись масляными красками - 3 часа.
- Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
- Структура и элементы живописного красочного слоя
- Методика работы масляными красками
- Основные правила:
- Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
- Учебные и творческие работы, их задачи и особенности.
- Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- Организация натурных постановок.
- Лекция №10. Живопись натюрморта .
- Задачи учебного натюрморта
- История формирования жанра интерьера в живописи
- Закономерности изображения архитектурного пространства в закрытом помещении
- Виды интерьера
- Методика работы над интерьером
- Лекция № 12. Живопись пейзажа .
- Виды пейзажа
- Цвет в Живописи
- Специфика изображения пейзажа
- Лекция № 13. Живопись портрета.
- Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:
- Фон и атрибуты
- Визуальная характеристика
- Красота в портрете
- Позирование
- Развитие портрета в живописи
- Живопись портрета на холсте масляными красками.
- Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
- Учебная живопись фигуры человека одетой.
- Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
- Лекция № 15. Живопись обнаженной фигуры человека – 3 часа.
- Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека