logo
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.

К целям и задачам этюда относится в первую очередь выявление взаимоотношений фигуры человека и среды через цветовые, тональные, ритмические и орнаментальные отношения. Работа над этюдом одетой фигуры предусматривает определенную последовательность в решении как проблемы соотношения пространственных форм и линейных характеристик Костюма, так и проблемы сочетания Цвета костюма с его фактурой. Рассмотрим последовательность выполнения этюда.

Композиция. Выполнение подготовительного рисунка, основанного на наблюдении постановки и ее связи со средой, начинается с определения композиции листа. При этом важно учесть цветовое содержание постановки и пластику фигуры. В каждом конкретном случае существует большое количество вариантов решения. Из них необходимо выбрать наиболее оптимальный, в котором основные формы фигуры и цветовые массы взаимосвязаны и создают определенные ритмические соотношения.

«Проблема цельности композиции, связи и взаимозависимости всех ее элементов неразрывно связана с задачей неповторимости бесконечного разнообразия этих элементов. Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни интервалы – «паузы», ни типы, ни жесты. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться».

«В однофигурной композиции композиционный центр, приковывающий сразу внимание зрителя, очевиден. Он является и смысловым композиционным узлом, узлом всех существующих связей. Все соотносится с фигурой человека. В большинстве случаев фигура находится в середине картинного поля или близко к ней, часто занимает почти все поле».

Рисунок. После определения композиции фигуры на листе приступают к подготовительному рисунку. Сначала определяют движение основных масс фигуры, их оси, соотношения частей, силуэт, характер основных форм и линий складок костюма. «Чтобы сознательно рисовать одежду -надо разобрать ее, во-первых, с точки зрения покроя, то есть понять, повторяет ли она формы человеческого тела и насколько, или же это есть наброшенные на тело куски материи- и т.д. Если повторяет, то надо уяснить себе, что представляет из себя, например, рукав, как он скроен и вшит, или – что такое воротник платья, каково его назначение и почему он такой именно формы. Во-вторых, надо разобрать, как сшита материя (ведь материя в основе своей есть поверхность), как облегает она тело человека и как в движении образуются определенные складки».

«Подобно тому, как знание анатомии позволяет художнику свободно и правильно изображать во всяком положении и без натуры обнаженную человеческую фигуру, усвоение законов складок дает возможность так же правильно рисовать без натуры, по представлению, человеческую фигуру во всевозможной одежде, а в рисовании с натуры руководствоваться разумным наблюдением и стремлением создать в изображении динамический образ».

Живопись. Постановка одетой фигуры всегда должна быть достаточно ясно построена по цветовым и тональным отношениям как фигуры, так и тона. В колористическом решении этюда большую роль играют холодные и теплые оттенки, основной тон постановки.

«Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он большому числу людей кажется. Объективный колорист так же редко встречается, как и беспристрастие». «Мало того, что составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде».

Естественно, работая над цветовым решением этюда, необходимо разбирать каждый составляющий постановку цвет, находить в нем все нюансы. Чтобы сохранить цельность этюда, необходимо следить за характером силуэта всей фигуры и колористической взаимосвязи ее с фоном.

«Делая этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на вашу работу, разницу наблюдайте и доводите до полного сходства не одной силой, а гармонией. Непроверенная работа — всегда не вполне точна».

«Колорит не есть тот поверхностный блеск красок, неразлучный со светотенью. Сущность колорита состоит в умении угадать краски, из которых состоит данный цвет». «Следует долго искать краски, из которых состоит предмет, и, нашедши их, писать, не мазать, рисовать и лепить».

Все задания первого года обучения выполняются акварелью на 1/2 листа бумаги. Перед каждым длительным этюдом следует серия кратковременных односеансных этюдов.