Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
К целям и задачам этюда относится в первую очередь выявление взаимоотношений фигуры человека и среды через цветовые, тональные, ритмические и орнаментальные отношения. Работа над этюдом одетой фигуры предусматривает определенную последовательность в решении как проблемы соотношения пространственных форм и линейных характеристик Костюма, так и проблемы сочетания Цвета костюма с его фактурой. Рассмотрим последовательность выполнения этюда.
Композиция. Выполнение подготовительного рисунка, основанного на наблюдении постановки и ее связи со средой, начинается с определения композиции листа. При этом важно учесть цветовое содержание постановки и пластику фигуры. В каждом конкретном случае существует большое количество вариантов решения. Из них необходимо выбрать наиболее оптимальный, в котором основные формы фигуры и цветовые массы взаимосвязаны и создают определенные ритмические соотношения.
«Проблема цельности композиции, связи и взаимозависимости всех ее элементов неразрывно связана с задачей неповторимости бесконечного разнообразия этих элементов. Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни интервалы – «паузы», ни типы, ни жесты. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться».
«В однофигурной композиции композиционный центр, приковывающий сразу внимание зрителя, очевиден. Он является и смысловым композиционным узлом, узлом всех существующих связей. Все соотносится с фигурой человека. В большинстве случаев фигура находится в середине картинного поля или близко к ней, часто занимает почти все поле».
Рисунок. После определения композиции фигуры на листе приступают к подготовительному рисунку. Сначала определяют движение основных масс фигуры, их оси, соотношения частей, силуэт, характер основных форм и линий складок костюма. «Чтобы сознательно рисовать одежду -надо разобрать ее, во-первых, с точки зрения покроя, то есть понять, повторяет ли она формы человеческого тела и насколько, или же это есть наброшенные на тело куски материи- и т.д. Если повторяет, то надо уяснить себе, что представляет из себя, например, рукав, как он скроен и вшит, или – что такое воротник платья, каково его назначение и почему он такой именно формы. Во-вторых, надо разобрать, как сшита материя (ведь материя в основе своей есть поверхность), как облегает она тело человека и как в движении образуются определенные складки».
«Подобно тому, как знание анатомии позволяет художнику свободно и правильно изображать во всяком положении и без натуры обнаженную человеческую фигуру, усвоение законов складок дает возможность так же правильно рисовать без натуры, по представлению, человеческую фигуру во всевозможной одежде, а в рисовании с натуры руководствоваться разумным наблюдением и стремлением создать в изображении динамический образ».
Живопись. Постановка одетой фигуры всегда должна быть достаточно ясно построена по цветовым и тональным отношениям как фигуры, так и тона. В колористическом решении этюда большую роль играют холодные и теплые оттенки, основной тон постановки.
«Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он большому числу людей кажется. Объективный колорист так же редко встречается, как и беспристрастие». «Мало того, что составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде».
Естественно, работая над цветовым решением этюда, необходимо разбирать каждый составляющий постановку цвет, находить в нем все нюансы. Чтобы сохранить цельность этюда, необходимо следить за характером силуэта всей фигуры и колористической взаимосвязи ее с фоном.
«Делая этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на вашу работу, разницу наблюдайте и доводите до полного сходства не одной силой, а гармонией. Непроверенная работа — всегда не вполне точна».
«Колорит не есть тот поверхностный блеск красок, неразлучный со светотенью. Сущность колорита состоит в умении угадать краски, из которых состоит данный цвет». «Следует долго искать краски, из которых состоит предмет, и, нашедши их, писать, не мазать, рисовать и лепить».
Все задания первого года обучения выполняются акварелью на 1/2 листа бумаги. Перед каждым длительным этюдом следует серия кратковременных односеансных этюдов.
- 1. Живопись как вид изобразительного искусства - 2 часа.
- Лекция № 2. Инструменты и художественные материалы для живописи - 2 часа.
- Лекция № 3. Цвет в живописи - 2 часа.
- Пространство как фактор композиции.
- Лекция № 4. Воздушная и световая перспектива
- Лекция № 5. Способы нанесения и смешения красок - 2 часа.
- Лекция № 6. Живопись акварелью – 2 часа.
- Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.
- Принадлежности для работы, грунты
- Живопись гуашью
- Лекция № 8. Живопись масляными красками - 3 часа.
- Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
- Структура и элементы живописного красочного слоя
- Методика работы масляными красками
- Основные правила:
- Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
- Учебные и творческие работы, их задачи и особенности.
- Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- Организация натурных постановок.
- Лекция №10. Живопись натюрморта .
- Задачи учебного натюрморта
- История формирования жанра интерьера в живописи
- Закономерности изображения архитектурного пространства в закрытом помещении
- Виды интерьера
- Методика работы над интерьером
- Лекция № 12. Живопись пейзажа .
- Виды пейзажа
- Цвет в Живописи
- Специфика изображения пейзажа
- Лекция № 13. Живопись портрета.
- Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:
- Фон и атрибуты
- Визуальная характеристика
- Красота в портрете
- Позирование
- Развитие портрета в живописи
- Живопись портрета на холсте масляными красками.
- Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
- Учебная живопись фигуры человека одетой.
- Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
- Лекция № 15. Живопись обнаженной фигуры человека – 3 часа.
- Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека