Натюрморт

дипломная работа

1.4 Обучение натюрмортной живописи

Изучение многовекового опыта методики и теории обучение выявил, что подготовка высокопрофессиональных художников - педагогов достаточно длительный и непростой процесс, который требует к себе должного внимания на всех уровнях и курсах обучения.

Н.Н. Лукин пишет, что приобретение практических навыков и умений живописной грамоты - длительный процесс. Успех активного цветовосприятия возможен там, где перед каждым упражнением и заданием поставлены корректные цели и задачи, позволяющие поэтапно и целенаправленно познать основные и общие принципы функции цвета: цветовую характеристику натурной постановки, изображение цветом пространственных свойств предметов, установление цветовых отношений натуры и характеристику этой связи. Такой подход к обучению живописной грамоте избавляет студента от заученности цветовых и технических приемов, нацеливает на восприятие утонченных изменений, происходящих в цветовой характеристике учебной постановки. [18, с.43]

Цвет в обучении живописи влияет на повышение организации художественно - познавательного интереса, способствует формированию и развитию необходимых профессиональных качеств:

способности переложения цвета природы на изобразительный "язык";

самостоятельное решение новых учебных задач, учебных постановок, отличающихся от предыдущих;

способности студента к выявлению и нахождению целостного, образного т оригинального цветового решения сюжетного задания.

В процессе выполнения учебного задания по формированию цветовосприятия необходимо предусматривать такие факторы, как осмысленность соотношений форм и пропорций, их пространственное расположение, сочетание тональных и цветовых градаций которые способствуют выработке активной наблюдательности натуры у студентов. Целенаправленное внимание и интерес к изображаемому сюжету открывает в самых обыкновенных постановках ощущение все более сложного сочетания цветов. Активное восприятие цвета студентом зависит и от его переживания, и от его отношения к тому, что он изображает. [14, с.38]

Цвет в решении сюжетного задания занимает важное место. Поэтому в процессе выполнения задания необходимо повысить познавательный интерес к закономерностям изобразительного творчества, всесторонне развивать наглядно-образное мышление, обогатить чувства цвета, подчинив его логике художественной формы.

Н.Н. Лукин отмечает, что в развитии цветовосприятия активный принцип обучения является единственно правильным, так как достижение желаемых результатов во многом связано с личной инициативой студентов. методы работы по развитию индивидуальных качеств цветоощущения связаны прежде всего с дифференцированностью педагогического воздействия. В этом отношении необходимо особо обратить внимание на психофизиологические особенности начинающего художника, к которым следует отнести особенности восприятия действительности, эмоциональное переживание явлений, преломленное сквозь призму целей и задач изображения в том или ином изобразительном материале. Ощущение материала переводит деятельность в конкретный план (хотя еще и недостаточно осознанный).

К компонентам внутреннего порядка относятся также содержательность и разнообразие жизненного опыта, богатство образов, удерживаемых памятью, развитая система ассоциативных связей, выявляющих аналогии зрительных представлений, воображение. [7, с.131]

Считается, что обучение изобразительному искусству должно включать в себя методику, которая способствовала бы развитию образного и творческого мышления. В.П. Зинченко подчеркивает значение единства поисков путей развития творческих способностей студентов и активизации образного мышления. Он указывает на то, что "методы активизации образного мышления, разработанные Л.Г. Медведевым, являются одновременно и методами активизации творческого мышления". [8, с.121]

Определенно, одной из важнейших задач является процесс активизации образного мышления. Для его реализации, во - первых, необходимо овладение средствами художественного языка, во - вторых, - эстетическая оценка будущего рисунка, которая проявляется на стадии замысла (исходным элементом этой операции служит эстетическое восприятие отражаемого предмета). Эстетическое восприятие является обязательной стороной активизации образного мышления, а эстетическая оценка - необходимым элементом рождения образа. [9, с.132]

Совокупности вышеперечисленных навыков дает возможности путем практической деятельности проявить свои творческие способности, непосредственно реализовать свои замыслы и идеи.

Становится возможным затронуть вопрос о художественном творчестве, его специфике и особенностях.

Один из ведущих художников - педагогов советского периода, ученик Г.В. Беды, А.С. Рындин писал "Цвет в произведении художника-реалиста - не самоцель, а естественный результат его сложных и тонких живописных наблюдений, его знаний закономерностей цветовых явлений в реальной действительности. Только на основе знаний законов объективного мира возможна правдивая передача в живописи колористического состояния природы, их отсутствие осложняет творческий процесс художника, ведет к неоправданной условности выразительных средств.

В искусстве живописи цвет выполняет одну из главных функций эмоционального воздействия произведения на зрителя. Посредством цвета живописец создает на холсте определенный колористический строй картины, помогающий выразить творческую мысль автора, передать состояние изображаемого момента". [6, с.35]

Ранее в 80х годах профессор Г.В. Беда также подчеркивал значение теоретического обучения будущих художников - педагогов: "В художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство в передаче предметов и объектов природы - главный фактор творческого развития художника любого профиля.

Школа реалистического мастерства основана на строгих законах и правилах изображения предметов. Если эти правила и законы изучить и выработать необходимые навыки мастерства, то можно будет грамотно изображать с натуры натюрморт, пейзаж, голову и фигуру человека. [28, с.45]

Таким образом, чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы; закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями; правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания гармоничного цветового строя этюда или картины". [1, с.56]

В подтверждение значимости этих знаний и закономерностей восприятия и цветовоспроизведения приведем слова великого Ван Гога: " я полностью поглощен законами цвета! Ах, почему нас не учили им в юности! Вед законы цвета являются подлинными лучами света!"

Делись добром ;)