logo
Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»

«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8].

Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2.1)

Творчество Левитана протекало в сложную эпоху конца XIX века -- эпоху, отмеченную важными переломными явлениями в жизни и в искусстве. Конец девятнадцатого столетия -- это время подведения итогов закончившегося большого этапа в развитии русского искусства и начала нового, не менее значительного периода русской культуры. Это время поисков и экспериментов в области живописи, время сосуществования и борьбы разных стилей и направлений в искусстве. В жанре пейзажа такое качественное своеобразие эпохи выразилось в глубоком психологизме изображения природы, в передаче средствами живописи философских размышлений о связи человека и природы. Искусство пейзажа становится более чем когда-либо прежде зеркалом человеческой души, способом выражения человеческих переживаний. В наибольшей степени такой пейзаж, называемый пейзажем настроения, нашел свое воплощение в полотнах Левитана. Жизнь Левитана была недолгой (он умер в 1900 году сорока лет от роду). Но, несмотря на непродолжительность своей жизни, он успел создать большое количество живописных произведений, вошедших в число лучших творений русского искусства [9].

Сестра А.П. Чехова, с которым Левитан был дружен, Мария Павловна, вспоминала, что художник особым образом любил природу. Он проводил многие часы в поисках мотива, делал множество этюдов, но далеко не всегда законченные вещи являлись натурными видами. Особенность творчества Левитана в том, что наряду с интимными и тонкими по живописному строю, по настроению пейзажами художник создавал пейзаж-картину, наполненную глубоким содержанием, сочиненную на основе натурных этюдов [16].

«Вечерний звон» написанный в 1892 году - развитие темы картины «Тихая обитель». В этих работах изображен один и тот же монастырь, но все природное его окружение выстраивается несколько различно. В картине «Вечерний звон» словно разлита тишина, наступающая перед тем, как колокола звонницы придут в движение. (см приложение рис 1.2.2) Такая тишина порождает настроение раздумья, свойственное многим работам мастера. Река, лес, за которым открывается вид на монастырь, - это национальный образ природы, вызывающий множество откликов в душе человека.

В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей - на Волге и под Звенигородом - и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…

Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега - и исчезает где-то в отдалении - сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

Картина «Вечерний звон» - одно из самых значительных произведений Левитана. Мы видим блестящую технику письма опытного мастера, но не это в ней главное. В этой картине художник полностью доверяется не мастерству, а настроению. Левитана волновала бесконечная красота окружающего, и во всей этой красоте, во всем вокруг он видел Бога. И волшебная музыка души художника через картину передается зрителю, точно так же чаруя и его сердце [14]..

Чем больше мы видим, тем больше узнаем. Чем больше мы рисуем, тем легче пишем картины. Чем меньше мы хотим, тем больше нам удается.

Создание пейзажа прибавляет нам опыта в пространственном построении картин. Здесь у нас нет возможности аранжировать реальность, как при натюрморте. Здесь мы «ничего не значим», в пейзаже мы зависим от внешних обстоятельств, от освещенности и от погоды. Именно тогда, когда выезжаешь на этюды, путешествуешь, появляются мощные впечатления, которые нужно перерабатывать. Фотографии «читаются» намного сложнее, потому что мы не сами переживаем в себе впечатления от пространства и не передаем его на полотне. Мы выбираем подходящее место и «устраиваемся» там. В результате работа над картиной, живопись остается той же: в пейзаже, сидя перед сюжетом и мотивом, художник вырабатывает структуры картины, которые строят изображение. Мы не срисовываем с реальности, а создаем. Частые упражнения в работе делают почти чудеса. От стенограмм, от вырисовывания контуров до почти проработанных этюдов в контрастах светлого и темного в техническом плане - все идет на пользу.

При создании пейзажа впечатления, пейзажа «настроения» основным способом передачи собственного впечатления, вкладываемого в картину содержания является цвет. Колористика важнейший инструмент в руках художника живописца [7].