logo
Пейзаж как жанр изобразительного искусства

2.1 Материалы и инструменты

Выбор и подготовка материалов является необходимым и ответственным этапом предшествующем самому процессу художества тем немее глупо недооценивать его значимость.

Краски на масляной основе (масляные краски) входят в число древнейших органических покровных материалов. В Китае они известны более 2000 лет. Масляные краски состоят из природных высыхающих масел (например, льняное масло, масло китайского дерева, или тунговое масло, и соевое масло), которые подвергают процессу самоокислительной полимеризации в присутствии катализаторов и кислорода воздуха [2].

Глядя на картину, мы думает о том, в какой степени художники отражали свое время, думаем о смене взглядов и манер письма, но редко задаем вопрос о том, чем писали художники, как влияла окружающая жизнь на их возможность выразить то, что они видели, какие краски были им доступны. Древние художники зачастую вынуждены были сами производить и смешивать свои краски. Это был сложнейший и трудоемкий процесс требующих определенных познаний алхимии и редких веществ используемых в качестве пигментного компонента. Так к примеру: Квасцы, закрепители цвета, были очень важны и в живописи и в красильном производстве. Квасцы - купоросная глина, в 13-14 веках в основном поступали с греческих островов на Ближнем Востоке.

Голубую краску в конце средневековья делали из самого знаменитого и самого дорогого красителя - ультрамарина, который был дороже не только киновари, но и желтой краски на основе золота. Драгоценный камень лазурит, из которого делали ультрамарин, имеет очень насыщенный и чистый голубой цвет. Но стоит его измельчить, как цвет порошка становится серым. Именно поэтому в античном мире использовали азурит, голубой краситель менее красивого цвета, который получался из медной руды. Лишь в Средние века арабы научились так размалывать лазурит, что он сохранял все богатство своего цвета. В то время единственное месторождение лазурита было известно в Бадахшане (нынешний Афганистан).

Известный как дорогой краситель еще с античных времен, Тирский пурпур ценился дороже золота, и это объясняло отношение к нему, как к цвету царей и владык. Понятие «пурпурный» в античном мире было довольно широким и могло подразумевать цвета от синеватых до насыщенных красных. Все зависело от того, как краситель готовили и наносили на ткань. Дело в том, что еще финикийцы стали получать этот краситель из двух разных сортов редких средиземноморских раковин и каждая раковина давало всего лишь несколько миллиграммов красителя. Окончательный цвет зависел и от особенностей методики переработки в разных районах Средиземноморья и от соотношения между количеством раковин каждого сорта.

В Средние века желтые красители были головной болью художников и красильщиков. Сульфат мышьяка был очень токсичен, к тому же в присутствии окислов свинца он реагировал химически и становился черным. Лак из красильной резеды быстро выцветал на солнце, а охристые соединения не давали чистого цвета.

В 14 веке научились делать так называемый оловянный желтый - мастикот, он давал такой же цвет, как сульфат мышьяка, не обладая его токсичностью, но его производство было слишком сложным [4].

Слава богу что благодаря техническому прогрессу сегодня химическая промышленность решила эту проблему и нынешние художники не знают такой мороки. Рынок предоставляет нам широкий ассортимент, важно сделать правильный выбор в материалах их качество может серьезно повлиять на качество работы. В этой теме представлена подробная информация о красках и прочих материалах необходимых для масляной живописи. Собранная из различных источников и закрепленная на основе чужого и личного опыта она будет полезна любому начинающему художнику вне зависимости от того станет ли он пейзажистом.

Краски: Покупайте краски в тубах среднего размера, белила купите в большой тубе. Для начала будет достаточно красок «для учебных эскизов», а затем переходите к «художественным» краскам. Лучше покупать краски в отдельных тубах (чтобы не тратить зря деньги!). Их лучше всего хранить в деревянном ящичке, напоминающем удлиненную шкатулку для швейных принадлежностей.

Мольберты и прочее: Для начала они вам не понадобятся. В специализированных магазинах имеются достаточно дешевые настольные мольберты, на которых можно писать картины небольшого и среднего размера. Остальные предметы, которые понадобятся вам во время занятия, наверняка найдутся в вашем хозяйстве. Это, к примеру, бумага, целлофановая пленка, старые тряпки, пустые закупоривающиеся банки и бутылки и т. п. Не забудьте, что все это нужно будет выбрасывать в специальные мусорные ящики (если в вашем городе они имеются).

Грунты: Для начала будет вполне достаточно поучиться живописи на готовом загрунтованном картоне, который в различных форматах продается в специализированных магазинах. Приведенные в книге материалы для грунтов ненамного дороже, чем дорогостоящий ящик с комплектом, в котором что-то наверняка будет отсутствовать или имеющегося количества материалов будет не хватать (например, там будут слишком маленькие тубы с нужными красками, слишком мало разбавителей и т. п.). Материалом, купленным по нашему списку, вы сможете работать длительное время.

Кисти: Для этого вида искусства они не менее важны, чем краски, поэтому обязательно приобретите полный набор! Лучше всего купите по 3 кисти каждого номера (от № 2 до 20). (см приложение рис 2.1.1)

В основном вы будете пользоваться следующими кистями:

Щетинные кисти с грубыми, нелакированными черенками и по возможности с бесшовными обжимными кольцами.

Большой набор: 3 кисти каждого номера плоской, прямой формы.

Маленький набор: будет достаточно по 1 кисти № 2 - 12 круглой, остроконечной формы.

Кисти из коровьего волоса, мягкие, для проработки деталей и лессировок, такой же формы, как щетинные кисти.

Большой набор плоской прямой формы.

Флейцевая кисть: Щетинные кисти - для грубой, крупноплоскостной работы, на джуте и другом грубом холсте. Для живописи «алла прима», для структурной. Волосяные кисти - для тонких лессировок.

Кисть в форме кошачьего языка: Аналогична флейцевым кистям. На грубых холстах пользуются после работы флейцем кистью прямой формы. Кистями в форме кошачьего языка предусмотрено закругление углов.

Круглая остроконечная кисть: Щетинные кисти служат для размашистых грубых набросков, например для изображения фигур в полный рост, для растирания (размывания) красок на контурах. Круглые волосяные кисти служат для филигранной проработки рисунка.

Кисти для грунтовки: широкие мазковые кисти, мягкие волосяные кисти, плоские, угловой формы, применяются только для грунтовки!

Кисти для покрытия лаком: широкой формы, мягкие волосяные кисти. Для покрытия лаком тоже нужно использовать только отдельную кисть!

Материал для живописи:

Качество пигментов: очень важно знать происхождение, качество и живописные свойства пигментов. Это позволяет более целенаправленно включиться в художественную деятельность. Обратить внимание нужно на следующее:

· Чистота

· Кроющая сила

· Прозрачность

· Способность смешиваться (не все краски смешиваются, случаются несовместимость красок и нежелательные химические реакции)

· Натуральность света (небольшое количество пигментов при смешивании бледнеют, иные могут потемнеть).

· Группы пигментов

Цвета земли (палитра земли): Земли в порошке различных цветов, а также в натуральном состоянии, в том числе и жженые (что дает красноватый тон). Названия красок часто указывают на их происхождение. Например, богемская зеленая земля, зеленая Веронезе, натуральная или жженая сиена, умбра, охра и т.п.

Окиси металлов: Некоторые краски - окисления металлов, например, окись коричневого, ржаво-красный (окиси железа). Настоящие краски из металлов или окисей металлов очень дороги: в частности, кадмий, киноварь, которые изготавливаются из ртути; названная последней группа красок к тому же еще очень ядовита!

Другие примеры: свинцовые белила (свинец!), цинковые белила (оксид цинка), титановые белила, зеленый хром, кобальт и т. п.

Минералы: например, ультрамарин (ляпис-лазурь)

Химические краски: Пигменты этой группы в основном изготавливаются из смол. Мелы или земли, смешанные со смолами, дают новые краски, так называемые «заменяющие» или искусственные краски, например: киноварь(искусственная), синий кобальт, синий гелиоген (искусственный).

Более разумно работать искусственными красками, чем с ядовитыми натуральными веществами.