logo
Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1.3 Основные понятия учения о колорите

В этой части мы коротко, но содержательно рассмотрим важную тему. Для практической живописи теоретические знания подобного рода просто необходимы. Цвет является предметом исследований различных наук, например физики, психологии, философии и, разумеется, изобразительных искусств. Цвет - это не только феномен физики (свет), но и феномен нашего восприятия действительности (психология, физиология). Наш глаз воспринимает свет как светлое-темное и как цвет, в нашем мозгу это накапливается как информация и становится индивидуальным, неповторимым ощущением и опытом. Солнечный свет -объективный, физический факт, восприятие его, однако, всегда подчиняется состоянию и возможностям наблюдающего живого существа. Материал объекта «поглощает» (абсорбирует) часть света, так как он не прозрачен как фильтр (бесцветное стекло). Оставшийся отраженный свет (рефлексия) мы воспринимаем как цветовой раздражитель и определяем его названием цвета. Пример: мы видим яблоко зеленым. Зеленый цвет, тем самым, это рефлектированный остаточный свет, остальная часть света поглощается поверхностью объекта (яблока), то есть абсорбируется. Свет составлен из цветов (из цветного света). Этот феномен мы можем наблюдать в каждой радуге [11].

Спектр (лат. spicere - видеть) - это цветная область спектральной ленты, которую воспринимает человеческий глаз. Примерно в 1700 году английский физик Исаак Ньютон в ряде физических опытов исследовал феномен «радуги». С помощью стеклянной призмы он сумел «преломить» один-единственный световой луч и разложить падающий белый солнечный свет на его спектральные цвета. (см приложение рис 1.3.1)

В области спектра (спектральных цветов) инфракрасный простирается до ультрафиолетового. Спектральная лента на обоих концах объединяется и образует наш (спектральный) цветовой круг. На основе этой элементарной закономерности появились последующие цветовые системы. Спектральные краски по порядку расположения называют также цветами первоочередными или первичными (в русских исследованиях это основные цвета). Вместе они дают белый свет. Спектральные цвета не содержат примесей других цветов.

Смешанные цвета (опыт со светом): Если смешивают часть спектральных цветов, то появляется смешанный цвет. Если, к примеру, постепенно затемнить красный цвет и примешать остальные спектральные цвета, то появляется смешанный цвет зеленый. Итак, зеленый является цветом спектра, но также смешанным цветом. Если удается разложить зеленый световой луч, то речь идет о смешанном цвете; если луч света не удается разложить, то появляется спектральный цвет. Большинство имеющихся цветов является смешанными цветами. Мы называем их также цветами второго, третьего и т. д. порядка (см приложение рис 1.3.2)

Дополнительные цвета: Если поочередно затемнить отдельные спектральные цвета одного спектра и примешать соответственно остальные, то появляющиеся смешанные цвета будут называться дополнительными или также контрастными к затемненным цветам спектра. Появляющиеся смешанные цвета превращают соответствующие затемненные спектральные цвета снова в белый цвет (сотplere - лат. дополнять, заполнять) (см приложение рис 1.3.3)

Аддитивное (сочетательное) и субтрактивное (вычитательное) смешение цветов: Если перемешивают цветной свет путем проецирования цветных световых лучей, то это называют аддитивным (сочетательным) смешением цвета (свет + свет + свет + и т. п. сочетается в белый свет). Спектральный красный и спектральный зеленый, например, не являются дополнительными. Оба световых луча, наложенные друг на друга, дают желто-оранжевый свет. Если смешивают цвета (пигменты, смесь различных цветовых веществ, материалов), то результат смешения будет все замутненнее и темнее: световой тон этого смешанного цвета убывает, отчего и появилось название субтрактивного (вычитательного) цветового смешения. Результаты физических опытов со светом можно перенести и на живописные краски (цвет как субстанция). Интересным вариантом цветового смешения является так называемое

Медиальное смешение цветов: Здесь мы попытаемся осуществить своего рода аддитивное смешение цветов. Собственно процесс смешения происходит перед глазами наблюдателя: например, сделаем цветные точки желтой краской и поочередно фиолетовым цветом на большой площади и полностью ее покроем этими цветами, то есть возьмем плоскость картины не как желтый и фиолетовый, а как средний серый (сравните принцип дополнительных цветов в опытах со светом). Наши глаза теперь не в состоянии отделить каждую отдельную цветную точку, они не различают желтый от фиолетового, они «устают» и воспринимают «усеянную цветными точками» плоскость как единое целое. При этом желтые точки не теряют своей яркости, они не замутняются (желтые и фиолетовые пигменты дают темный матовый серый цвет). Таким образом происходит своего рода аддитивное смешение цветов, которое мы называем медиальным потому, что медиумом смешения цветов являются глаза. Мастера пуантилизма (point - франц. точка, постимпрессионистское течение в живописи, особенно распространенное во Франции) использовали это явление в своих работах.

Так как в основе все опирается на явление спектра, цвета живописных красок должны выступать в чистой форме, а не смешанными. Смешанные краски, так сказать, «разделяются», отсюда происходит и название другого постимпрессионистского течения - дивизионизм.

Сумма всех световых цветов дает белый цвет (аддитивное смешение цветов). Сумма всех цветов красок дает серо-черный цвет (субтрактивное смешение цветов).

Собственные цвета предметов: Уже было сказано, что предметы (объекты) на основе своих материальных или поверхностных свойств абсорбируют свет и только часть его рефлектируют (отражают) как остаточный свет, который мы определяем как тот или иной цвет. В живописи говорят также о цвете предмета. Цвета предметов зависят от освещенности. Если предмет рефлектирует, к примеру, одинаково сильно все спектральные цвета, он кажется белым. Если все спектральные цвета рефлектируют одинаково слабо, он кажется нам (тот же предмет!) серым. Ночью, как известно, все кошки серы. Если тот же предмет равномерно и полностью абсорбирует (поглощает) все цвета спектра, он кажется нам черным. Эти явления особенно большое значение имеют для театральной живописи.

Круг смешения цветов: Лента спектральных цветов, спектральный круг, строится из чистых и несмешанных пигментов. Получившийся цветовой круг мы называем (в широком смысле) кругом первичных цветов. Здесь тоже есть смешанные цвета: первичный цвет + первичный цвет = смешанный цвет.

Центр смешения нашей цветовой модели состоит из «цветного» серо-черного цвета, так как он представляет собой сумму всех цветов. В противоположность этому имеется «нецветной» серый цвет, который состоит только из смешения белого с черным. Множество возможных оттенков от белого до черного дает так называемую (нецветную) ось серого цвета.

Цветные цвета: Под этим понятием имеются в виду все чистые цвета цветового круга, а также их дополнительные смешанные цвета. При таких смешениях говорят о (дополнительном) преломлении цвета.

Нецветные цвета: Дополнительно содержат черный или белый. При добавлении черного говорят о замутнении или притемнении цвета. Если примешан белый, то цвет называют осветленным.

Смешение дополнительных цветов: Мы сократим цветовой круг до трех основных областей желтого, красного и синего цвета и получим по следующей схеме дополнительные цвета. Например, если смешивают первичный желтый (желтый I) с синим I в равных частях (1 : 1), то появляется зеленый цвет как вторичный (зеленый II). От трех основных цветов остается красный. Смешаем красный I с зеленым II, получается смешанный цвет III как темный нейтральный цветовой тон: зеленый II является по отношению к красному I дополнительным.

В науке о цвете, цветоведении, можно встретить указание на то, что белые, серые и черные цвета называют ахроматическими (в переводе на русский - бесцветными) в отличие от хроматических - цветных (прим. ред.).

Оси дополнительных цветов проходят через центр смешения. Все цвета на любой оси, равноудаленные от центра, являются дополнительными относительно друг друга. В направлении центра (центральной точки круга) насыщенность и яркость цвета ослабевают. Цветовой тон становится нейтральным серо-черным! [6]

Цветовая система и цветовой порядок: Для художника классификация цвета - постоянный хороший помощник. Даже кажущиеся спонтанными импрессионисты ищут идеальную систематику цветов. Далее мы укажем три различные, относительно известные системы распределения цветов и назовем их особенности, а также различия. Иттен исходит из трех основных цветов, которые дают цветовой круг из 12 частей. Его цвета обоснованы «психологически», они не отвечают физической объективности. Как следствие, реально получаемые смешанные цвета не являются чистыми, так как уже основные цвета имеют примеси (красный - с примесью синего, синий - с примесью красного). В своей цветовой звезде он изображает попытку систематизации цветов, которая дает сумму всех цветов (света) - белый. В принципе, последние данные о колорите этого рода, а также индустрия составления цветов любых видов основываются на упрощении цветового круга. Современная полиграфическая индустрия (четырехцветная офсетная печать) уже давно пользуется этим. Здесь как основные цветовые тона используются нейтральный желтый (чистый желтый), синий и пурпурный, а также нейтральный черный. Названные цвета в физическом отношении чистые, то есть они не содержат примесей или другого основного цвета. Все остальные цвета можно с ними смешать. Между тем эти цвета существуют и как художественные цвета красок. Это дает большое преимущество, которое состоит в том, что при ратютах на пленэре можно не носить с собой очень много материала. Некоторые виды можно зарисовать, лишь дойдя до них пешком, и здесь можно считать просто благословением, если не приходится носить с собой слишком много тяжелых красок, не ограничивая себя в их применении. Современный художник вполне может обойтись этими тремя основными цветами: желтым, синим и пурпурным, а также нейтральными: черным и белым. Теперь почти само собой разумеющимся считается нечто вроде цветовой системы, которая к тому же объективно правильна.

Г. Кюпперс в своей модели исходит от цветовых полей и от «физически правильных» цветов (желтого, синего и пурпурного). По ним он осуществляет смешение до белого цвета, центр здесь тоже (за счет высветления белилами) белый. На его теории основывается цветовая система DIN 5023, которой руководствуются наши выводы.

Как уже было упомянуто, современная цветовая индустрия, которая использует в производстве научные данные, на практике значительно облегчает работу как ученикам, так и художникам-профессионалам [10].

Цветовые контрасты и способы их применения в живописи: Далее я представлю важнейшие цветовые контрасты и тем самым приведу наглядные примеры. В живописи в большинстве случаев комбинируются несколько видов контрастов.

Собственно цветовой контраст: Любые цвета из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. Если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже «яркой». Чем агрессивнее цвета (первичные цвета), тем сильнее будет «сигналообразное» действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. Если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты. Если первичные и дополнительные цвета, как красный и зеленый, находятся рядом друг с другом, то на расстоянии получается дополнительный эффект - своего рода «контраст мерцания», используемый, например, в искусстве поп-арт.

Контраст светлого и темного: Живопись, которая построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета.

По этой причине нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного.

Важнейшие цветовые контрасты:

· Контраст собственно цветов

· Контраст светлого и темного

· Контраст теплого и холодного

· Контраст холодного и темного

· Дополнительный контраст

· Имитация контраста

· Количественный контраст

· Качественный контраст

Контраст собственно цветов является несложным контрастом. Здесь может располагаться рядом друг с другом неограниченное количество любых цветов. В большинстве случаев это насыщенные светящиеся цвета из области спектра. На нашем примере изображение построено на трех «основных цветах»: желтом, пурпурно-красном и синем, а также на нескольких смешанных цветах, полученных из этих цветов.

Контраст светлого и темного: для нашего примера наряду с черным и белым использован еще желтый цвет; смешанный с белым или черным, он дает многогранные цветовые нюансы. Общее впечатление напоминает монохромную живопись. Пользуясь контрастом светлого и темного, разумеется, в игру цвета можно эффективно включить и собственную яркость цветов (например, желтый светлее фиолетового).

Контраст теплого и холодного: здесь за счет цвета контраст светлого и темного отступает на второй план. Нейтральные серые тона (смешанные из черного и белого чистой «серой живописи») обогащаются за счет цветов из теплого (красных) и холодного (синих) спектра. «Изюминка» заключается во впечатлении от различных, в большинстве случаев одинаково светлых цветовых валеров. Контраст теплого и холодного определяется также окружающими цветами. Так, тот же самый тон красного может быть огненно-теплым или, скорее, восприниматься как холодный цвет. То же можно отнести к желтому, синему, пурпурному и даже к черному и белому.

Вся контрастная живопись основывается прежде всего на дополнительных контрастах. Таким образом в картину можно гармонично ввести даже сильные цвета с высокой насыщенностью и яркостью (к примеру, чистые спектральные цвета), причем они не будут казаться одинаково пестрыми и яркими.

Контраст теплого и холодного: Группы так называемых теплых и холодных цветов мы уже упоминали. Цвет, однако, скорее кажется относительным: так, например, красный совершенно не является самым теплым или красивым цветом, как показывают психологические тесты. Воспринимается ли цвет, например серый, как теплый или холодный, зависит также от его окружения. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Он устанавливает отчетливую полярность лишь между синим и оранжевым, все остальные цветовые области в зависимости от их окружения могут восприниматься как холодные или теплые. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, рафинированной, скорее сдержанной. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст.

Дополнительный контраст: Это, если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картине цветовой контраст. Скомбинированный с другими контрастами, он может быть рафинирован, смягчен или усилен. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами. Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины.

Имитация контраста: Цвет всегда окружен другими цветами и зависит от этого окружения или сам влияет на него. Один и тот же цвет может восприниматься нами одновременно поразному в зависимости от окружения.

На практике этим простым изобразительным средством можно добиться очень многого. Имитация контраста может означать и то, что яркость различных, но одинакового цвета плоскостей будет казаться различной.

Количественный контраст: Чтобы цветовой тон был увиден на определенном удалении, его площадь должна быть достаточно широкой. Он говорит о гармоничном соотношении цветовых плоскостей (в живописи). Пропорции основных цветов в области красного и зеленого цветов 1: 1, в области синих и оранжевых 2 : 1, фиолетовых и желтых 3:1.

Эти значения плоскостей вычисляются экспериментальным путем, когда разделенный на цветовые плоскости круг вращают с равной скоростью. Появляется медиальное смешение цветов, в результате которого вращающийся круг кажется нейтрального серого цвета.

Качественный контраст: Здесь смешаны область цветных цветов (спектральные цвета, цветные смешанные цвета) и область нецветных цветов (белых и черных). В живописи редко бывают чистые цвета, в большинстве случаев это преломленные, осветленные или замутненные смешанные цвета. Чистая несмешанная краска на картине, особенно если она преобладает в ее палитре, сделает картину экспрессивной [12].

Пространственное действие цветов, перспектива: С помощью цвета всегда можно передать иллюзию пространства. Однако это впечатление является относительным и зависит от внешних обстоятельств. Пространственное действие цвета, расстояние его от предмета может выражаться в собственной его яркости, а также в контрастах светлого и темного или холодного и теплого. Тот же эффект имеет насыщенность цвета. Прежде всего в современной живописи, признающей цвет как единственное изобразительное средство в картине, известны выразительные произведения, в которых цвет является одновременно пространством. «Искусство построения» и внутренняя архитектура картины, а также монументальная живопись в той или иной степени тоже содержат элементы этого явления.

Критическая перспектива: Направленные прежде всего на психологическое восприятие искусства, цветовые системы часто признают индивидуальный язык, который непонятен в прямом смысле. Цвет является измеряемым в физическом смысле веществом в качестве света или цвета предмета; такие научные понятия, как цветовой тон, звучание и т. п., взяты из области музыки, где они, собственно, и должны были бы оставаться. Ясно, что цвет относится к самым разным областям искусства, хотя бы к моде. Однако приписывать цвету чувственный характер кажется мне абсурдом. На практике художник перед потрясающей картиной заката не только с восхищением и удивлением любуется им; эта картина побуждает его и к достаточно трезвому анализу цвета. А если цвета отпечатались в памяти, он наверняка сможет расшифровать их состав.

· Как ни впечатляют в наши дни публику картины импрессионистов, не стоит забывать, что именно они были теми художниками, которые сопоставили науку о цвете с живописью и продемонстрировали эту связь в своих картинах.

· Примечания к учению о колорите:

· Области цвета:

· Цветная область: никаких примесей белого и черного.

· Нецветная область: только черный и белый, а также их смеси.

· Область серых тонов: белый и черный, а также цветные цвета в смесях; цветные и нецветные цвета.

· Область цветов земли: натуральные пигменты, в основном коричневые тона [11].

Первичные (основные) цвета соответствуют цветам спектра. В живописных красках различают первичные (основные) цвета, если они не смешаны с другими цветами. Живопись строится на пяти первичных цветах: белом, черном, желтом, пурпурном, синем. Эти цвета имеются в продаже как масляные живописные краски.

Смешение цветов: Осветление: цвет и белила; замутнение в серый тон: цвет и серый; замутнение в черный тон: цвет и черный; преломление, цветное замутнение: цвет и дополнительный цвет; цветные смеси: цвет I и цвет II, например пурпурный и оранжевый; модулировки: равномерные цветовые переходы в цветной или нецветной области - например, цвет и белый, цвет и цвет, то есть от желтого к белому, от желтого к оранжевому.

Собственная яркость: Цвет зависит от цветного окружения.

Насыщенность, интенсивность: Спектральные цвета в большинстве случаев насыщенные (в них много частей цветных цветов); цвета невысокой собственной яркости увеличивают свою интенсивность за счет осветления.

Глубина цвета, цветовая перспектива: За счет равномерного смешения по направлению к светлому оттенку (равномерное осветление) и равномерных цветовых переходов («растирание») появляется впечатление цветовой и пространственной глубины.

Собственный цвет предмета, локальный цвет: Цвета предметов зависят от их освещенности (от света). Белая чашка, например, за счет освещения визуально может казаться самых разных оттенков светлого и темного, теплого и холодного [6].

Цветовые контрасты: Искусство живописи состоит прежде всего в умении осознанно использовать цветовые контрасты.

Теория живописи, а также теория о цвете служат предпосылкой живописным концепциям, они никогда не должны становиться самоцелью [12].

живопись жанр пейзаж колорит