logo
Братья Васнецовы и их деятельность в Вятке

2. Творчество и организационная деятельность в Вятке

Изначально желание собирать картины и создать Художественный музей было высказано Николаем Хохряковым в письме в Москву своему другу - уже известному художнику Аполлинарию Васнецову в 1899 г. От этой идеи до реальных дел прошло десять лет, когда 137 вятских художников и любителей искусства создали в 1909 г. художественный кружок, программа и деятельность которого удивляет до сих пор своими масштабами. История города Вятки: Очерки /В. А. Бердинских. - Киров, 2008, С. 39-40. Кроме устройства выставок, содействия молодежи в получении художественного образования, организации рисовальной школы и художественного базара, в работе кружка значилось еще одно дело - создание художественно-исторического музея с гравюрным кабинетом и библиотекой при нем. И как показало время, организация музея - одно из самых значительных дел кружка.

В начале века старшие братья Виктор и Аполлинарий жили в Москве и были уже известными художниками. Их младший брат Аркадий Михайлович Васнецов служил «заступающим место городского головы» в городском общественном управлении Вятки и отвечал за благосостояние города, за просвещение и образование жителей губернского центра, а также был искусным столяром-краснодеревщиком и даже принимал участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002, С. 174. В переписке братьев Аполлинария и Аркадия за 1900 г. предметом обсуждения стал вопрос об устройстве в Вятке музея, где могли бы разместиться картины. Аполлинарий собирался приехать в этом году в гости к брату. Но до его летнего посещения Аркадий пишет: «…Относительно музея пока ничего нельзя сказать. В том здании, где ты говорил музей устроить, сейчас находится… совестно сказать… трактир, и очень много он доходу дает, так что наши Ким Кимычи не променяют его на картинную галерею. Поскребышев предполагает поместить картины в Управе, в канцелярии, но этого никоим образом нельзя допустить: картины со временем улетучатся. Да и что за музей, когда за столами будут писцы сидеть, а по Управе будет ходить публика и глядеть на картины. Вот в Музей реального училища можно, пожалуй, поместить картины, он в отдельном здании и совсем самостоятелен от училища. Это бывший музей, который устраивал Алабин» Там же, С. 176..

Подлинное единомыслие братьев, заинтересованность искусством прочитывается еще в одном сохранившемся письме из Вятки: «…Музей наш живет жизнью неважной… Сколько раз я говорил в правлении, чтобы обратились в думу, но так ничего и не добился… Не особенно давно в Вятке был скульптор Аронсон. Музей ему понравился. Очень ему понравилась, как и тебе нравится, картина Досекина «Северное море». Это хорошо, а то наши «местные» художники не ставят ее ни во что. Им больше нравятся и больше они ценят картины Бохана и Богаевского… Голова у нас нынче (Шкляева не утвердили) выборный, только очень неважный, малообразованный и не может разбираться в делах. Он торговал кожей. Если бы был жив и здоров Поскребышев, то, наверное, устроил бы художественный музей по-хорошему. А на этого голову надежда плохая». Целая поэма запустения. //Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. Вятка. - 1997. № 1, С. 28.

За все 10 лет существования кружка Аркадий Михайлович избирался то казначеем, то товарищем председателя, то председателем, но, главное, что в течение почти 20 лет он был соавтором идеи создания музея и занимался ее осуществлением. В драматический момент жизни Аркадия Михайловича, когда он был арестован и осужден после революционного переворота 1917 г., Аполлинарий Михайлович прислал брату письмо не только утешающее, обнадеживающее, направляющее, но и утверждающее значимость его деятельности. За него, как за деятеля культуры, заступился отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007, С. 85.

Переписка позволяет определить значение деятельности А.П. Васнецова как первостепенное в истории создания музея. Совершенно очевидно: забери Аполлинарий Михайлович свои произведения в трудный для молодого музея период, за ним последовали бы другие жертвователи, и музей в Вятке не имел бы такой примечательной истории или не существовал вовсе.

Главными затейщиками были братья Васнецовы - Виктор, Аполлинарий, Аркадий. 28 августа 1908 г. на заседании правления кружка Аркадий Васнецов передал желание своих братьев, живших тогда в Москве, «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а так же содействовать в приобретении картин других художников». Там же,С. 89. Членами Вятского художественного кружка были историк искусства Н.Г. Машковцев, художники А.В. Исупов, Н.Н. Румянцев, Н.Н. Хохряков, скульптор З.Д. Клобукова, художник-фотограф С.А. Лобовиков.

На самом деле, Васнецовы стали одними из первых живописцев, кто дарил свои произведения во вновь создаваемый музей. Председатель кружка Сергей Лобовиков, посетивший в Москве многих художников, докладывал на правлении: «Виктор Михайлович, даря «Спасителя», сказал: «Это лишь для начала, как благословение... «Спасителя, если бы отдал куда-то, только в Третьяковскую галерею». Настолько он ценит его. «Спас в терновом венке» (1901, бум. кар. уголь) создавался художником для Семеновской церкви в Петербурге. Известно, что Аполлинарий Васнецов, жертвуя первые вещи - «Оренбургские степи», «Кипарисы», «Старая Москва», «Лиственница», «Отзвуки минувшего», так же добавил: «Это на первое время, устраивайтесь, я дам еще». Там же, С. 91. Аполлинарий Михайлович энергично хлопочет о картинах для музея. Он обращается устно и письменно к художникам с просьбами о пожертвовании картин. Фонд музея оказался хотя и небольшим, но весьма качественным. В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, Н. Н. Хохряков, А. Е. Архипов, С. В. Досекин, М. X. Аладжалов, С. Т. Коненков, К. А. Коровин, С. В. Иванов, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, А. А. Рылов и другие подарили музею по несколько своих произведений.

Братья Васнецовы все последующие годы были помощниками и хорошими советчиками. Постепенно музей пополнялся первоклассными произведениями русских художников, но, пожалуй, самым крупным и значительным по художественной ценности благодаря Аполлинарию Васнецову было поступление в октябре 1910 г. от московской меценатки М.К. Морозовой двенадцати полотен, в числе которых В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.М. и А.М. Васнецовы.

Жившие тогда в Вятке художники горячо поддержали идею Васнецовых о том, что такая сокровищница как музей «явится лучшей школой для изучения старины». 38 уникальных произведений положили начало открывшемуся в центре Вятки в помещении книжного склада художественно-историческому музею, который нынче хранит более 18 тысяч памятников искусства.

Музей был открыт 5 (18) декабря 1910 года усилиями Вятского художественного кружка, первоначально музей имел художественно-историческую направленность.

Известно, что вятские художники высоко ценили своих земляков. Они избрали их почетными членами Художественного кружка, а несколько позднее единодушно решили отвести в помещении музея (к тому времени музей располагался в доме купца И. Репина) отдельную комнату для произведений Виктора Михайловича, чтобы «отметить его как крупнейшего художника Вятского края и вдохновителя создания музея». История города Вятки: Очерки /Сост. В.А. Бердинских. - Киров, 2008, С. 113. Однако исполнить свою мечту в то время не смогли. Да и сегодня не представляется возможным их желание, правда, по другой причине - невозможно отделить наследие крупнейшего художника России от общего развития национального искусства. И только в 1989 г. строительство нового здания музея, открытие памятника братьям Васнецовым и присвоение музею их имени стало долгожданным и запоздалым венком благодарных потомков знаменитым землякам. Там же, С. 115.

В основе коллекции собранной коллекции - произведения, поступившие большей частью в 1910-1920-е годы из Государственного музейного фонда, частных коллекций и как дары - от меценатов. После революции музей был передан в ведение губернского отдела народного образования на основании Декрета СНК «Об организации дела народного образования в Российской республике» от 27 июня 1918 года. С 8 ноября 1918 года у музея новое название: «Вятский губернский музей искусства и старины». Через 6 лет он был переименован в Вятский государственный областной музей. В 1931 году музей вошел в состав Вятского государственного музейного объединения на правах художественного отдела. В 1934 году была восстановлена самостоятельность музея, и он был переименован в Кировский краевой художественный музей, а в 1936 году - в Кировский государственный областной художественный музей. На основании Постановления президиума ВЦИК от 8 сентября 1936 года музею было присвоено имя А.М. Горького. А уже в 1989 году музею было присвоено имя братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, с 2010 года, года 100-летия со дня своего основания, полное название музея звучит как Областное государственное учреждение культуры «Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых».

Сначала музей располагался в особняке купца И. Репина (арх. М. Анисимов, 1815) на Хлебной (затем Конституции, ныне Театральной) площади Вятки. В 1992 году рядом со старым зданием возведено новое (арх. В. Борцов, В. Кропачев), на месте разобранного деревянного кинотеатра «Колизей». Между двумя зданиями установлен памятник братьям Васнецовым «от благодарных земляков», созданный народным художником России Ю.Г. Ореховым (г. Москва). История города Вятки: Очерки /В. А. Бердинских. - Киров, 2008, С. 131.

Коллекция Вятского художественного музея насчитывает более 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. Отдел Древнерусского искусства представлен произведениями иконописи конца XVI- начала XX вв., мелкой пластики XII-XVII вв., резной деревянной скульптуры XVI-XIX вв., лицевого шитья XVI- начала XX вв. и богослужебными облачениями XVIII- начала XX вв.

В музее представлены работы высокого художественного уровня, известных художников, вошедших в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Жемчужинами коллекции являются картины выдающихся мастеров XVIII- первой половины XIX вв. - портреты К.П. Брюллова, В.Л. Боровиковского, С.С. Щукина, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.Н. Воробьева. Кроме этого здесь представлены художники-передвижники: В.Г. Перов, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др. Также представлены работы представителей творческих объединений: «Мир искусства«, «Союз русских художников«, «Голубая роза«, «Бубновый валет« и др. Произведения лучших представителей этих художественных содружеств - А.М. Васнецова, В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, М.Ф. Ларионова - служат украшением экспозиции рубежа XIX-XX вв. Также музей обладает монографическими коллекциями произведений уроженцев вятского края А.В. Исупова, М.А. Демидова, С.А. Лобовикова, Н.Н. Хохрякова.

В настоящее время музей насчитывает свыше двадцати тысяч экспонатов и располагается в четырех зданиях в центре города.