logo
Братья Ленен

а) Анализ работы «Тайная Вечеря»

Наиболее характерной в этом отношении работой Луи является «Тайная Вечеря» (холст, масло, 0,91 х1,18).

Он изобразил религиозный сюжет просто и естественно. Мастер создает такую типично барочную композиционную структуру, при которой апостолы тесно размещены за столом и часть их сидит спиной к зрителю. Они являют собой обыкновенные народные типы и только лица Христа и Иоанна - более тонкие и благородные. Вся сцена погружена в темноту, из которой свет вырывает детали лиц и складки одежды. Атрибуты интерьера почти не видны.

Момент, изображенный художником взят как кульминация действия, но все оно, предельно сконцентрировано в тесном пространстве, трактуется не как простая трапеза, а как условность обета, не соответствующих простонародному характеру типажа, превращенных художником в живописные богатые драпировки, подчеркивают это стремление Луи Ленена.

Несмотря на ортодоксальный караваджизм, проявившийся и в выборе типажа и в освещении, «Тайная Вечеря» задумана им в том же плане, в котором решал свои групповые портреты и Антуан Ленен. Однако учеба у Валантайна (итальянского мастера), помогла Луи преодолеть графическую жесткость и сухость живописной манеры, помогла перейти к более пластической моделировке форм. И Луи навсегда сохранил способность к более цельному восприятию человека, и его метод работы состоит уже не в дроблении формы и суммированию ее графически обособленных деталей и черт, а в стремлении к мягкому объединению отдельных элементов формы в некое пластическое целое.