logo
Братья Ленен

г) Анализ работы «В кузнице»

Очень интересна еще одна работа Луи, написанная в 40-х годах - «В кузнице». Она отличается от других интерьеров, изображенных художником по своему композиционному построению: персонажи располагаются в ней не фронтально, а подковообразно, освобождая всю середину холста для горна. Поэтому основной сильный световой поток, вырывающийся из печи, освещает всех персонажей, стоящих около нее, и лишь старик с ребенком и горн освещены слабым светом, идущим извне. Таким образом, перестановка основного и дополнительного световых потоков является в этой работе закономерной с точки зрения выявления всех действующих лиц, они расположены по новой композиционной схеме, вынуждающей к такому освещению, чтобы удовлетворить требованиям группового портрета.

Но основная особенность композиции «В кузнице» - попытка художника обосновать этот семейный портрет уже не трапезой, а трудом. Именно такой подход выделяет эту работу из всех других изображений крестьянской жизни в искусстве XVII века.

Обстановка кузницы столь же тщательно детализируется художником, как и обстановка его домашних интерьеров. Он подробно и любовно изображает печь, ее выщербленные края, горн, молот, цепи и подковы, висящие на стене, одежду людей. Именно в этой трудовой обстановке, как и в условиях трапезы, Ленену удается достичь подлинной значительности и серьезности образов, монументальность которых подчеркивается обобщенной пластической светотеневой моделировкой фигур и лиц. Художник ставит проблему колористического объединению композиции. Широкие возможности для этого ему дает основное освещение - яркий красноватый свет печи, строящий тональность холста. Освещение интерьера позволяет сохранить локальную окраску формы и только подцвеченный свет печи «В кузнице» приблизил художника к этой задаче. Как и все работы художника, картина очень ритмична и написана в технике лессировки, атаке же мелкого и среднего мазка.