logo
Приемы монтажа музыкального видеоклипа. Задачи психоэмоционального воздействия на зрителя

4. Анализ образца по рассмотренным категориям монтажа с позиции психоэмоционального воздействия на зрителя

4.1 Монтажная конструкция образца

Клип напоминает стиль голливудского кино в жанре боевика, триллера.

Идея клипа - борьба с собой до конца, и если победишь себя, сможешь справиться со всем. Не случайно в словах песни фигурирует фраза "Зигмунд Фрейд, проанализируй это". Как известно, Зигмунд Фрейд разработал систему психоанализа.

Рассмотрим типы и виды монтажа, используемые в данной работе.

В клипе активно используется внутрикадровый монтаж.

А именно:

1. Свето-тональные изменения в кадре в момент:

- когда героиня оказывается в камере пыток и включают прожектор,

- когда героиня оказывается в полу-зеркальном замкнутом пространстве,

- также, когда в конце клипа производят манипуляции с электрическим стулом (взрывы).

2. Движение в кадре - во всех эпизодах.

3. Движение камеры.

Камера редко статична. Только в эпизоде 3:45, когда замедляется пространство, движения камеры не так активны.

Так же активно используется межкадровый монтаж. Работа просто искрит импульсивной сменой кадров.

Это как раз то, о чем говорил А. М. Орлов, отмечая что клиповая склейка является точкой максимальной аттрактивности видеоизображения и при восприятии создает эффект «удара по глазам». А.М. Орлов подчеркивает, что при просмотре экранного продукта, смонтированного в клиповой манере, зритель помещается в ситуацию «спарринга с видеорядом». Любая мысль по поводу увиденного, т.е. осознанное восприятие является той «задержкой», которая приводит к «пропуску удара» со стороны изображения и сокрушительному поражению зрителя. Межкадровая склейка в клиповом монтаже создает тот аттрактивный эффект, который можно назвать аттракционом формы экранного произведения и отнести к эстетике катексиса.

Активный внутрикадровый и межкадровый монтаж серьезно воздействуют на восприятие. Они вызывают почти шоковые ощущения, мгновенные переходы из одного пространства в другое, многие кадры сознанием не считываются. Данное видео сделано подобно 25 кадру и в нем есть много "подводных камней" и секретов. Например, в клипе три раза фигурирует полный бородатый мужчина, представая то служащим штаба, то реставратором, а в конце вообще оказывается кричащим на электрическом стуле, словно привидение. И все эти кадры длятся меньше секунды.

Это вызывает неоднозначность при просмотре. Причем, неоднозначность остается где-то внутри памяти, как будто она несознательна.

Очень любопытны переходы между пространствами.

1. Зеркало, о котором упомянуто выше, лежащее на полу, отражает в осколках внутреннюю борьбу героини, а именно двух фехтовальщиц.

2. Черная героиня поражает ножом белую героиню, образуется горизонтальная рана на животе, и тут же мы видим переход в пространство№3, где она с этой же раной пластично "рисует" образ у кирпичной стены.

3. Перед тем, как героиню крепят к электрическому стулу, она наматывает на руку резиновую ленту. Есть один кадр, едва ли заметный сознанию, когда она поддевает конец ленты под пальцы. Кадр 2:50. Видно, что на руке у нее плотная нитка. Это не может быть случайным. Возможно, она прячет какой-то ключ, или часть какой-то тайной конструкции, которыми пользуются секретные агенты. Но думается, именно в этом кадре спрятана тайна исчезновения героини из стула и ее "предсмертный смех", когда ее крепили.

Психоэмоциональное воздействие оказывают кадры, несущие "память предков" - кадры на физиологическом уровне связанные с памятью ДНК. Подсознание - это ассоциации, символы. Их мы и будем рассматривать ниже.

4.2 Приемы монтажа. Система построения образных пространств клипа

В работе доминирует параллельный ощущению и значению монтаж (образный). Метафора здесь дана, как уже говорилось, во втором пространстве, когда внутренняя борьба образно представляется через реальный бой двух фехтовальщиц.

Однако, можно с уверенностью сказать, что пространство камеры пыток и электрического стула тоже может рассматриваться как метафора. Многим людям приходилось оказываться в такой жизненной ситуации, когда вставал вопрос жизни и смерти и чувство "заключенности" в подсознании вызывает самый сильный страх.

И Мадонна, сыграв здесь секретного агента, взывает именно к этой эмоции - страх и борьба с ним. А в какой форме это выполнено - не столь значительно.

В клипе существуют 4 пространства, которые перемежаются между собой. Два из них доминируют и являются параллельным развитием сюжетов, и два являются перебивками.

Рассмотрим подробнее, что они из себя представляют и что запоминает сознание. Разберем по эпизодам.

Пространство №1. Реальное.

Появляется с самого начала - как ведущий сюжет. Антигерои втаскивают героиню в камеру пыток (экспозиция). Она проявляет сопротивление, борьбу (завязка), но это не мешает им допрашивать ее, пытать (ударять ее головой о стол и погружать в воду). Она борется с натиском, ей удается оказаться у цепи, с помощью которой она разбивает огромное зеркало, за которым, очевидно, генеральный штаб. После чего ее вбрасывают в комнату с электрическим стулом, где она перевязывает себе руку резиновой лентой. Руки и ноги героини ремнями прикрепляют к электрическому стулу, далее мы видим антигероев в комнате отключения системы защиты, где палач опускает ключ и включается ток (кульминация). После двух серий герои понимают, что в кресле никого нет. Вернувшись к стулу, обнаруживают знак, означающий "свобода", одно из 72 имен бога из учения Кабаллы. Этот же знак мы видели у нее на плече во время ее борьбы. Затем мы видим убегающую по коридору героиню (развязка).