4. Анализ образца по рассмотренным категориям монтажа с позиции психоэмоционального воздействия на зрителя
4.1 Монтажная конструкция образца
Клип напоминает стиль голливудского кино в жанре боевика, триллера.
Идея клипа - борьба с собой до конца, и если победишь себя, сможешь справиться со всем. Не случайно в словах песни фигурирует фраза "Зигмунд Фрейд, проанализируй это". Как известно, Зигмунд Фрейд разработал систему психоанализа.
Рассмотрим типы и виды монтажа, используемые в данной работе.
В клипе активно используется внутрикадровый монтаж.
А именно:
1. Свето-тональные изменения в кадре в момент:
- когда героиня оказывается в камере пыток и включают прожектор,
- когда героиня оказывается в полу-зеркальном замкнутом пространстве,
- также, когда в конце клипа производят манипуляции с электрическим стулом (взрывы).
2. Движение в кадре - во всех эпизодах.
3. Движение камеры.
Камера редко статична. Только в эпизоде 3:45, когда замедляется пространство, движения камеры не так активны.
Так же активно используется межкадровый монтаж. Работа просто искрит импульсивной сменой кадров.
Это как раз то, о чем говорил А. М. Орлов, отмечая что клиповая склейка является точкой максимальной аттрактивности видеоизображения и при восприятии создает эффект «удара по глазам». А.М. Орлов подчеркивает, что при просмотре экранного продукта, смонтированного в клиповой манере, зритель помещается в ситуацию «спарринга с видеорядом». Любая мысль по поводу увиденного, т.е. осознанное восприятие является той «задержкой», которая приводит к «пропуску удара» со стороны изображения и сокрушительному поражению зрителя. Межкадровая склейка в клиповом монтаже создает тот аттрактивный эффект, который можно назвать аттракционом формы экранного произведения и отнести к эстетике катексиса.
Активный внутрикадровый и межкадровый монтаж серьезно воздействуют на восприятие. Они вызывают почти шоковые ощущения, мгновенные переходы из одного пространства в другое, многие кадры сознанием не считываются. Данное видео сделано подобно 25 кадру и в нем есть много "подводных камней" и секретов. Например, в клипе три раза фигурирует полный бородатый мужчина, представая то служащим штаба, то реставратором, а в конце вообще оказывается кричащим на электрическом стуле, словно привидение. И все эти кадры длятся меньше секунды.
Это вызывает неоднозначность при просмотре. Причем, неоднозначность остается где-то внутри памяти, как будто она несознательна.
Очень любопытны переходы между пространствами.
1. Зеркало, о котором упомянуто выше, лежащее на полу, отражает в осколках внутреннюю борьбу героини, а именно двух фехтовальщиц.
2. Черная героиня поражает ножом белую героиню, образуется горизонтальная рана на животе, и тут же мы видим переход в пространство№3, где она с этой же раной пластично "рисует" образ у кирпичной стены.
3. Перед тем, как героиню крепят к электрическому стулу, она наматывает на руку резиновую ленту. Есть один кадр, едва ли заметный сознанию, когда она поддевает конец ленты под пальцы. Кадр 2:50. Видно, что на руке у нее плотная нитка. Это не может быть случайным. Возможно, она прячет какой-то ключ, или часть какой-то тайной конструкции, которыми пользуются секретные агенты. Но думается, именно в этом кадре спрятана тайна исчезновения героини из стула и ее "предсмертный смех", когда ее крепили.
Психоэмоциональное воздействие оказывают кадры, несущие "память предков" - кадры на физиологическом уровне связанные с памятью ДНК. Подсознание - это ассоциации, символы. Их мы и будем рассматривать ниже.
4.2 Приемы монтажа. Система построения образных пространств клипа
В работе доминирует параллельный ощущению и значению монтаж (образный). Метафора здесь дана, как уже говорилось, во втором пространстве, когда внутренняя борьба образно представляется через реальный бой двух фехтовальщиц.
Однако, можно с уверенностью сказать, что пространство камеры пыток и электрического стула тоже может рассматриваться как метафора. Многим людям приходилось оказываться в такой жизненной ситуации, когда вставал вопрос жизни и смерти и чувство "заключенности" в подсознании вызывает самый сильный страх.
И Мадонна, сыграв здесь секретного агента, взывает именно к этой эмоции - страх и борьба с ним. А в какой форме это выполнено - не столь значительно.
В клипе существуют 4 пространства, которые перемежаются между собой. Два из них доминируют и являются параллельным развитием сюжетов, и два являются перебивками.
Рассмотрим подробнее, что они из себя представляют и что запоминает сознание. Разберем по эпизодам.
Пространство №1. Реальное.
Появляется с самого начала - как ведущий сюжет. Антигерои втаскивают героиню в камеру пыток (экспозиция). Она проявляет сопротивление, борьбу (завязка), но это не мешает им допрашивать ее, пытать (ударять ее головой о стол и погружать в воду). Она борется с натиском, ей удается оказаться у цепи, с помощью которой она разбивает огромное зеркало, за которым, очевидно, генеральный штаб. После чего ее вбрасывают в комнату с электрическим стулом, где она перевязывает себе руку резиновой лентой. Руки и ноги героини ремнями прикрепляют к электрическому стулу, далее мы видим антигероев в комнате отключения системы защиты, где палач опускает ключ и включается ток (кульминация). После двух серий герои понимают, что в кресле никого нет. Вернувшись к стулу, обнаруживают знак, означающий "свобода", одно из 72 имен бога из учения Кабаллы. Этот же знак мы видели у нее на плече во время ее борьбы. Затем мы видим убегающую по коридору героиню (развязка).
- I. Введение
- II. Теоретическая часть
- 1. Основные понятия монтажа
- 2. Клиповый монтаж: история возникновения, особенности монтажа и воздействия на зрителя
- 3. Изображение как совокупность подсознательных процессов. Композиция, свет, цвет, пластика, пространство
- 4. Роль музыки в создании музыкального клипа
- III. Практическая часть
- 1. Рейтинг лучших видеоклипов по мнению британского портала «New Musical Express»
- 2. Обоснование выбора образца для анализа
- 3. История создания
- 4. Анализ образца по рассмотренным категориям монтажа с позиции психоэмоционального воздействия на зрителя
- 2.1 Режиссерские приемы и авторская стилистика создания видеоклипа.
- 2.1. Мифологическая природа музыкального видеоклипа
- 1.1. Синтетическая природа музыкального видеоклипа
- 9. Приемы монтажа
- Видеоклип как реклама музыкального коллектива: режиссерское решение.
- 58. Видеоклип на тв, виды, особенности
- Приемы монтажа-1
- Приемы монтажа -3
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.