logo
Рококо в разных видах искусства

2.3 Рококо в интерьере

Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве, в частности в интерьере, в декоре и даже во внутреннем убранстве помещений. В мебели, как и во всех видах искусства изначально развивается так называемый стиль регентства.

Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их декоративное решение становятся значительно легче. Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление лёгкости.

Именно в орнаменте рококо и кроется сущность этого стиля, т. к во всех рассмотренных до сих пор стилях орнаментация всегда представляла собой лишь декоративный момент, подчиненный конструктивному; здесь же она выступает в качестве обнимающего все части здания самостоятельного организма, в воздушно легких узорчатых формах которого растворяются даже архитектонические мотивы. Пышно расцветающий натурализм придает орнаменту его особую прелесть: из него как бы вырастают длинные, напоминающие камыш вытянутые листья, которые изгибаются вдоль рамок и местами непосредственно переходят в форму раковины. Изумительная фантазия художников и необычайная легкость творчества, характерная для орнаментики стиля рококо, вызывают у зрителя невольное уважение и восхищение. художественный стиль рококо искусство

Все вылеплено свободно, выполнение в высшей степени изящно и грациозно - кокетливо: в стиле рококо не полагается ни повторений, ни механической формовки. Тщетно стали бы мы искать в этом искусстве правила и законы: все кажется нам непосредственно вытекающим из пышной, капризной, чрезмерно богатой художественной фантазии. Однако это лишь кажущееся отсутствие закономерности: не менее последовательно, чем всякое другое художественное направление, рококо не терпит внутри себя ничего чужого; каждая отдельная форма его выражена стилистически ясно и определенно.

Этот орнамент стиля рококо вполне захватывает систему рамок, которые окружают отдельные поля стен. Тяги, изогнутые уже и раньше в виде самых разнообразных кривых, еще более загибаются внутрь и к наружи, переплетаются между собой вверху и внизу и по большей части и в середине.

Следовательно, рамы не представляют теперь собой конструктивного обрамления орнаментов, но представляют совершенно сросшийся с ними декоративный мотив. Их внутренние поля почти всегда оставляются гладкими, если же и украшаются, то разве что трофеями, эмблемами и фигурными орнаментами; меньшие же по размеру поля иногда перекрываются сетчатым плетением наподобие решетки, применявшимся уже в стиле барокко, и с насаженными розетками.

При таком характере внутренних форм скоро пришлось отказаться от симметрии орнаментов. Асимметрия, которую с самого начала требовал Ж.О. Мейссонъе - ювелир, скульптор и архитектор, автор многочисленных проектов и изделий декороативно-прикладного искусства постепенно возводится в правило. Но в самом применении орнаментов французы пока вполне соблюдают симметрию; более же поздние немецкие художники не допускают ее и здесь, соблюдая лишь своеобразное причудливое равновесие, которое удерживает волнообразно выпуклые массы в отведенных им рамках.

В размещении декоративного убранства руководствуются соображениями единственно живописно-пластичного расчленения. Только большие парадные и торжественные залы сохраняют колонные и пилястровые постановки; в залах меньшего размера и в комнатах преобладает рамочная система.

С пришествием стиля рококо даже кривые линии утрачивают свою эластичность, становятся мягче, непринужденнее и, под конец, представляют собой не связанные друг с другом завитки, слегка соединенные в точках соприкосновения. Излюбленным мотивом становится раковина; однако Оппенор и мастера эпохи Регентства применяют ее пока только в виде отдельных створок, свободно вставленных в орнаменты, в чем и заключается характерный признак эпохи Регентства. Поэтому с преобладанием раковинных форм в вычурный декоративный мотив, лежащий в основе всей орнаментики, мы вступаем в новую стадию развития -- стиль Людовика XV.

Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686-1768). Большого совершенства мастер достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями, изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов, их ножки и профили. Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно цветок вырастающие из стебля.

Во второй четверти XVIII века сформировался в основных чертах стиль рококо. Во Франции стиль носит название рокайль (rocaille франц.) - отделка кусками камня и раковинами, развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723-1774), и по принятой в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика XV.

Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Светлый камень приглушенных тонов, нежно - розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стен, то, как бы растекается по их поверхности.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений. В интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, которую размещают группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера - невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве интерьера, особенно в салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает.

В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространенные цветовые решения - белое с голубым, светло-зеленым или розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо-позолота.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче.

В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло), диван в форме соединенных двух-трех кресел, секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.

Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шпалерами. Орнамент обивки менее торжественный. Известна серия шпалер "Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Батиста Удри (1686-1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Для отделки мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рококо заменили бронзовые накладки. . Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8 т. Т.1. СПб.: «ЛИТА», 2000, 97с.

Интерес к искусству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. С модными китайскими ширмами сочетались восточные безделушки и хрустальные сверкающие и переливающиеся оттенками люстры, бра в виде вьющихся веток, настольные жарандоли с трепещущими хрустальными навесками, хрупкие фарфоровые статуэтки, гобелены, изящные мелочи - драгоценные игрушки из серебра, черепахи, перламутра, эмали, янтаря и т. д. Заплетающий их формы, струящийся орнамент с его сложным ритмом связывает все эти предметы в единый ансамбль с интерьером.