logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

7.1.Искусство рококо

Просвещение — необходимая сту­пень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с фео­дальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Термин «Просвещение» впервые употребил И. Кант в 1784 г. в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Он предложил считать просвещение необходимой эпохой человечества. Ее суть состояла в использовании знаний и разума людей для социального прогресса.

Просвещение характеризовалось культом знаний, разума и науки. Его представители отрицали феодализм, его методы управления обществом, феодальное право и судоустройство, сословный деспотизм и привилегии феодалов. Острой, порой жесткой критике подвергалось средневековое искусство и христианская пассивная мораль, римско-католическая духовность.

Просветители активно осваивали и распространяли научные знания. В XVII-XVIIIвеках в Европе сформировалась наука в ее современном понимании. Широко было распространено экспериментаторство. Все подвергалось опытной проверке. Что нельзя было подтвердить экспериментально, признавалось вымыслом или иррациональным. Рациональное познание, его методы и средства дополняли научно-экспериментальное знание, углубляли его, позволяли открывать законы и формировать тео­рии.

Применение научных методов познания общества, критическое осмысление практики феодализма приводили к убеждению, что необходимо буржуазно-демократическое устройство государства с соответствую­щими способами управления, нормами права и судопроизводством. Человек только в таком обществе может быть свободен духовно, эконо­мически и политически, наиболее полно проявлять свои способности и возможности. Необходима и новая мораль, основанная на социальном равенстве, свободе, справедливости и счастье каждого человека.

В эпоху Просвещения существенно изменилась система ценностных ориентаций. В материальной культуре произошел переход от ремеслен­но-кустарного производства к фабрично-заводскому. Ориентация на преобразование продуктов природы уступила место созданию новых ви­дов товаров, более качественных для человека и сложных в изготовле­нии. От феодального замкнутого образа материально-бытовой жизни об­щество переходит к открытому буржуазному способу жизнеустройства. Он обеспечивал более полное удовлетворение потребностей и интересов людей, но ориентировался на индивидуализм, высокую социальную активность, деловитость и предприимчивость. Новый образ жизни, в основе которого находилась частная собственность и имущественное неравенство, порождал и обман, попрание чести и совести. Поэтому большое значение стало придаваться правовому регулированию общественных отношений, разработке новых правовых норм и законов. Но европейское общество, тем не менее, перешло от примитивных традиционных орудий труда к машинной технике.

В духовной культуре главная социальная ориентация была уже не на религию, а на светское государство, просвещенный абсолютизм или демократию, на теорию общественного договора в организации жизни общества и управлении им, на капиталистическое (буржуазное) право и судопроизводство. Формируется естественная теория права. Отрицаются старые традици­онные установки жизни: «война против всех», «человек агрессивен от при­роды». Вместо них внедряется гуманизм, толерантность, дух свободного творчества, демократизм. Существенное развитие получает философия. Возникает эмпиризм, рационализм, материализм, атеизм, идеализм, ирра­ционализм, консерватизм и другие течения. Суждение И.Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом» — становится девизом Просвещения в Германии и других странах. Обосновывается лозунг первых бур­жуазно-демократических революций: «Свобода. Равенство. Братство», имевший особую духовную поддержку во Франции.

Рококо зародилось в XVIIв., а превратилось в господствующий стиль вXVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жиз­ни и стиль мышления высшего класса. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (букв: бриллиант и украшение из раковин), появился в концеXVIIIв.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротиче­ских ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них пре­обладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для уб­ранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкруста­цией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней, уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со 2-й половины XVIIстолетия, Фран­ция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в ху­дожественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоратив­ности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссе­на: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливы­ми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напуд­ренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологи­ческой «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.

Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов пере­давали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.