Вопросы для самоконтроля
Дайте определение цивилизации.
Назовите основные подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация».
Как понимал цивилизацию Э.Тайлор?
Какие подходы к понятию «цивилизация» утвердились в теории?
Назовите формы связей между культурой и цивилизацией.
Как характеризует цивилизацию О.Шпенглер?
Как понимает цивилизацию и какое ей дает определение Б.С.Ерасов?
Лекция 2
Структура мифологического мировосприятия
2.1. Миф и символ.
2.2. Типологизация мифов.
2.3. Современный миф.
2.1. Миф и символ
Мифологию можно определить как древнее и вечно молодое ядро культуры, ее вечный двигатель. В окружающем нас пространстве существует множество мифологий, часть которых востребована сегодня, а другая, возможно, вовсе не актуальна, третья-же едва пробивает себе дорогу.
Строго говоря, мифология – одна из первых организованных реакций человека на окружающий мир, способ логического объяснения его законов. Конструкция мифа, законы его существования объясняют уровень познания человеком мира, в котором он живет. Тема мифа как формы сознания исследовалась многими учеными: Д.Фрэзер, Н.И.Костомаров, Д.К.Зеленин, Ф.Кессиди, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, З.Фрейд, К.Юнг, Б.А.Рыбаков, А.Ф.Лосев, М.Элиаде.
Формирование культуры – это формирование образов, символов в сознании через язык. Не случайно устная традиция в культуре имеет качество универсальности, которое свойственно любой культуре («Вначале было Слово…»). Яркое тому свидетельство - вступление в силу в 2006 г. Конвенции об охране нематериального культурного наследия человечества. В списке культурных явлений, включающем достижения живой народной культуры (обряды, ремесла, культурные пространства,фольклор), представлено искусство якутских сказителей-олонхосутов, интерпретаторов героическогоэпоса. Необычайно современно звучат сегодня мысли Э.Тайлора о том, что история человечества и изучение древних форм его жизни являются необходимой частью развития мировой цивилизации и должны занять соответствующее место в системе знаний. Мифические персонажи, так называемые культурные герои, создают или добывают орудия труда, обучают охотничьим приемам, ремеслам, искусству, вводят ритуалы, участвуют в общественном мироустройстве, выступают борцами со стихийными природными силами. В архаических обществах из подвигов сверхъестественных существ формируется история мифа. Миф здесь – не сказка, не фантазия, не вымысел, а истинное сказание, так как оно относится к реальному миру, исакральное, так как является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ.
Следует указать и на то, что миф имеет отношение к «созданию», акту творения (появление человека, возникновение форм поведения, трудовых навыков, табу), поэтому составляетпарадигмувсем значительным актам человеческого поведения. Без знания мифа, без его ритуального переживания, и, таким образом, воспроизводства в ходе проведения обряда невозможно познать «происхождения» вещей, а значит и владеть ими. Поэтому для представителей архаических культур миф является той реальностью, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, предопределяющая обыденность и судьбу, к которой человек обращается постоянно.
По мнению ряда исследователей феномена мифа, некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составную часть самого человеческого существа. С этим нельзя не согласиться, ведь мифологическое мышление существует и в наше время. Более того, рубеж веков (ХХ-ХХI) свидетельствует об обращении к фундаментальным понятиям архаического общества – культ, ритуал, магия, посвящение, без которых не может быть, в конечном счете, мифа. Литература, искусство, политика современности «оживляют» множество мифических сюжетов, образов, идей, которые являются архетипическими основаниями сознания современного человека. Примером совершенного, идеальногоархетипаявляется Космос.
Магическая практика мифа совершенствовала тайноведение, бесконечное количество его отраслей: толкование снов, астрология, колдовство, гадания. Вся эта практика построена на символической cвязи. Символами событий становились животные, деревья, растения, горы, камни, природные стихии, планеты, звезды, жесты, обрядовые действия, цвет, звук, пища. Так, сложной символикой насыщены специальные обряды, в ходе которых происходило примирение с убитым (животным или человеком). Поверженный оплакивался, победители просили у него прощения, совершались специальные омовения в водных источниках, чтобы очиститься от пролитой крови. Как пишет Фрэзер, когда воины входили в воду, колдун бросал в поток очищающие вещества. Белый цвет издавна символизировал устремленность человека к чистоте. Символом этой чистоты выступала белая глина, которой окрашивались лица и тела участников очистительных обрядов.
Намеренно принимался образ животного (шкура, маска зверя), имитировались его вопли. Уместно вспомнить образ Небесного Волка, обладавшего магической мощью, присущий ему символ-действие – лунные затмения, способности древних колдунов (волкодлаков, вовкулаков) к превращениям. Прекрасная иллюстрация древних символических обрядовых действ – наскальное изображение человека-зверя, известное под названием «Колдун» (Пещера Труа Фрер, Франция), работа Н.Рериха «Колдуны». Тем самым, играя в жертву, победитель символически «переживал» конец, смерть, что давало ему исключительное преимущество – возродиться в новом облике через испытанный катарсис, не стыдясь содеянного.
Вне мира, организованного с помощью символов, царят хаос, царство случайностей, отсутствие жизни. Высшей ценностью, то есть максимумом сакральности, обладает та точка в пространстве и времени, где и когда совершился акт творения, - центр мира, где проходит мировая ось, где стоят разные варианты земного образа космической структуры – «мирового древа», где находится мировая гора, башня, столб, трон, камень, алтарь, очаг, – все, что связывает землю и человека с Небом и Творцом.
Поскольку организация промыслов строилась по солнечному календарю (уже освоенному в палеолите), не составляло большого труда отметить совпадения циклов беременности лошадей с длительностью солнечного года, а у самок северных оленей – с 2/3 года. Наглядное свидетельство тому – узор на пряжке в Мальте, где северные олени составляли 90% всей охотничьей добычи. В центре спирали количество ямок (243) соответствует числу дней от течки до отела у самок северных оленей, и одновременно – зимнему периоду сезонного календаря арктических охотников и оленеводов. Половина указанной величины (по 122 ямки) расположены слева и справа от центральной спирали на пряжке Мальты, что позволяет легко получить число дней в году (243+122=365). Последняя величина связывалась с определением цикла беременности лошадей и соответствующими наблюдениями за циклами движения солнца у первобытных народов Евразии, что отмечал еще Аристотель. Напротив, беременность коров исчислялась по лунному календарю как совпадающая со сроками беременности женщин (10 лунных месяцев) – эта величина была хорошо известна в палеолите и фиксировалась графически. Фундаментальные свойства физиологии и психики современного человека в принципе те же, что и во все предшествующие периоды истории человека, начиная с верхнего палеолита. Речь идет о постоянстве границ объема оперативной памяти и внимания, определяемых в экспериментальной психологии обычно числом 7 (7±2) единиц, а это и есть основной круг количественного обозначения исходных пространственных и временных структурных делений в астральных мифах и рисунках эпохи палеолита.
Развитие этого аспекта первобытного искусства (порога восприятия) в культуре Древнего мира и последующих эпох связано с пропорцией «золотого сечения».
Яркое свидетельство развитой солярной символики – костяные и каменные круги и диски с радиально расходящимися лучами, круги с точкой в центре (стоянка Афонтова гора – на Енисее у Красноярска, Сунгирь у Владимира, Лурд во Франции).
Логично сделать вывод из изложенного о том, что рациональный опыт простейших астрономических, биологических, геофизических наблюдений, технических и математических навыков у человека архаического общества тесно переплетался с верой в волшебную силу изображения и заклинания, в магию чисел («космических» или «лунных») – 3, 4, 5, 7, 10, в единство земных и небесных явлений.
Таким образом, миф – сложная реальность культуры, истоки которой находятся в глубинных слоях сознания.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список