logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

4.4. Университет

В эпоху Высокого Средневековья особенно остро ощущался недостаток образованных людей. Монастырские школы готовили служителей церкви, которые не удовлетворяли запросов практической жизни города. Постепенно в городах возникают школы более высокого уровня, где изучаются практические дисциплины, так называемые «семь свободных искусств». Вначале ученики проходят базовый курс – «тривиум» (грамматика, риторика, логика). При наличии способностей и денег ученик переходит к «квадривиуму» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Над всеми свободными искусствами царило богословие, которое лишь в эпоху Возрождения уступило место философии.

С конца XII- началеXIIIвека самые крупные из школ трансформировались в учебные центры более высокого уровня – университеты, где изучаются богословие и философия. Наиболее известными были две итальянские светские школы – юридическая в Болонье и медицинская в Салерно. В Болонью и Салерно состоятельные отцы отправляли сыновей для получения уважаемой профессии, гарантирующей солидный доход.

В 1088 г. на базе Болонской юридической школы был открыт первый в Европе университет. Затем, в 1160 г., открывается Парижский университет, в 1167 - университет в г. Оксфорд (Англия), в 1209 г. - университет в г.Кембридж (Англия).

Университеты заняли в системе образования то место, которое занимают и сегодня – высшей школы. Поначалу университет являлся корпорацией учащихся и преподавателей, со временем термин закрепился за учебным заведением, которое представляла корпорация. Университет имел устав, который регламентировал жизнь ученой общины и дисциплины. В Парижском университете преподавание велось по трем группам дисциплин – юриспруденции, медицине, богословию. Четвертый факультет – артистический – был связан с изучением «свободных искусств». Преподавание велось исключительно на латыни, студент посещал занятие до тех пор, пока у него были деньги на оплату учебы. Университет делился на «землячества» - объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от латинского факультас – возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.

К началу XIVвека университетское движение достигло Центральной и Восточной Европы: на германских землях были открыты – Краковский в Польше, Пражский, Кельнский, Гейдельбергский.

С возникновением университетского образования связан новый подъем латинского языка в Европе, который соперничал с классической латынью времен расцвета Римской империи. К концу Средневековья (XVIв.) число университетов в Европе доходило до ста.