Лекция 12.
Русская культура рубежа XIX-XX вв.
12.1. Реализм и академизм «золотого века» русской культуры
12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
12.1. Реализм и академизм «золотого века» русской культуры
Культура России XIX в. является отражением социально-политических явлений, оказавших значительное влияние на все сферы жизни общества. Прежде всего, это реформы Александра I в области образования, печати, центрального управления, положения крестьян.
Победа русского оружия в период Отечественной войны привела к возрождению национального самосознания и подала надежду на продолжение реформ. Однако произошло обратное: усилилась цензура, реакция, произошли бунты и резко возросло недовольство масс. Это привело к появлению идей вольнодумства. Война углубила идейное размежевание в обществе и привела к усилению протеста против существующих порядков.
Обостряется извечная русская проблема «интеллигенция и народ», возникает стремление к более глубокому философскому анализу действительности.
Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшихся после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I.
Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О.Кипренский, В.Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Разносторонность тем пейзажистов поражает: С.Щедрин создает удивительные солнечные работы, полные живым теплом; И.Айвазовский мастерски пишет морские пейзажи (марина), увлекается и реалистическим методом; И.Шишкин создает множество мягких, проникновенных пейзажей, в которых прославляет девственную русскую природу; А.Иванов, начиная свое творчество с пейзажа, приходит к главному шедевру своей жизни - картине «Явление Христа народу». Родоначальник жанровой живописи К.Брюллов прославил русскую живописную школу полотном «Последний день Помпеи». По этому поводу поэт Е.Баратынский написал: «Принес ты мирные трофеи с собой в отеческую сень. И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день».
В первой половине XIX в. художники увлекаются темами повседневной жизни (А.Венецианов, П.Федотов) как одной из разновидностей реализма, а после войны 1812 г. становится весьма популярным батальный жанр, истинными мастерами которого были П.Верещагин и И.Айвазовский.
Во второй половине XIX в. в живописи интенсивно проявляется реализм, который развивался параллельно с реализмом в литературе в русле демократических процессов. Художники-реалисты вступили в конфликте представителями академической школы, т. е. с официальным искусством, за что подверглись суровой критике, а их попытка преодолеть каноны академического классицизма привела в итоге к появлению нового направления. В истории русской культуры это событие получило название «бунт тринадцати». Протест проявился в том, что лучшие выпускники Академии художеств порвали с Академией и организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель художников». Инициатором стал И.Н.Крамской, который считал, что главное в творчестве - критика общественных явлений и правдивое индивидуальное отражение окружающего мира со всеми его проблемами. В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.А.Серов, братья Васнецовы, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов и др. Товарищество организовывало передвижные выставки по стране, приобщая к искусству сотни тысяч людей и пропагандируя реалистическую школу живописи. Этих художников поддерживали критик В.В.Стасов и купец-меценат П.М.Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных художников. Позже из собрания П.М.Третьякова возникла знаменитая художественная галерея.
В 70-х гг. XIX в. художники демократических убеждений, находясь под влиянием интенсификации общественного движения и революционных идей, обращаются к воплощению революционных образов в своих произведениях (Н.Ярошенко, В.Маковский, С. Коровин, И.Репин и др.). По-новому зазвучали образы русской истории в творчестве В.Сурикова, И.Репина, В.Васнецова, Н.Ге. Высочайшего мастерства достиг портретный жанр. Живописцам удалось выразить в портретах выдающихся личностей эпохи и скрытую тревогу, и сомнения, и глубину мысли своих героев (работы И.Крамского, Н.Ге, И.Репина). Но главным достижением живописи той поры явился новый взгляд на роль народа в русской истории, который стал главным героем многих произведений («Бурлаки на Волге» И.Репина, «Боярыня Морозова» В.Сурикова, «Тройка» В.Перова). Нигде в Европе творчество целого поколения художников не было так связано с народной темой, как в России.
Ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Начиная с «энциклопедии русской жизни» - романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, его «Бориса Годунова», «Капитанской дочки», «Дубровского» была проложена дорога творениям М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Лескова, И.Гончарова, Н.Салтыкова-Щедрина, Н.Некрасова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Горького. Произведения перечисленных авторов – не только факт русской культуры, но и важнейший момент духовного развития человечества.
XIXвек справедливо именуется «золотым веком» русской культуры, веком «пушкинского» типа культуры (хотя сам век не связан с временем жизни самого поэта и его творчеством).
В начале XIX в. скульптура была еще связана с архитектурным творчеством, оставаясь верной классицизму. Ф.Щедрин, И.Витали, И.Мартос отдавали предпочтение и портрету, и скульптурным монументальным памятникам. Постепенно классицизм в скульптуре стал уступать место реалистическим направлениям. Это ярко проявилось в творчестве П.Клодта (скульптура конных групп на Аничковом мосту).
Во второй половине XIX в. кардинальных изменений в скульптуре не замечено. Этот консерватизм объяснялся отчасти тем, что скульпторы были в большей зависимости от заказчиков, нежели живописцы. Весомое влияние оказывала и Академия: академизм сохранил свое преимущественное положение по сравнению с другими, более прогрессивными направлениями. Ярче всего новые веяния проявились в творчестве скульптора М.Антокольского, создавшего немало выдающихся произведений, среди которых были настоящие шедевры: портреты Петра Великого, Ермака, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, поражающие глубиной исторического видения мастера.
В области зодчества начиналась эпоха градостроительства. В архитектуре еще преобладал поздний классицизм, но постепенно в свои права вступала эклектика. Выдающимися архитекторами классицизма по праву считаются А.Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А.Захаров (комплекс зданий Адмиралтейства), К.Росси (Ансамбль Дворцовой площади в Петербурге), А.Монферран (Исаакиевский собор в Петербурге). После войны 1812 г. началось строительство в Москве, где творили О.Бове (Большой театр), К.Тон (храм Христа Спасителя) и другие архитекторы, создавая ее ансамбли и стараясь не разрушить колорит исконно русского города. Наряду со столицами застраивались многие русские города. Появились здания нового типа и нового назначения: банки, гостиницы, доходные дома, крытые торговые ряды, требовавшие иного подхода к своему архитектурному решению. Менялся и облик прежней застройки: в целях экономии средств и сохранения исторического облика городов старые здания перестраивались.
Изменялась сама идеология строительства и архитектуры, в которых главным условием становится утилитаризм. Эклектикаприобретает ведущее направление, представляя собой систему разнородных элементов, заимствованных из различных стилей и эпох. Но, несмотря на эклектизм, в архитектуре шли поиски русского национального стиля и делались попытки осознать его своеобразие и неповторимость. Образцами для подражания стали памятники древнерусской архитектуры, на основе которых построены здание Исторического музея в Москве (О.Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А.Парланд). К концу XIX в. в русской архитектуре стал появляться стиль модерн.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список