3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
Историческая типология культуры сегодня является доминирующей. Идеи об историческом процессе и его представителях возникали уже на стадии древних обществ. «Отец истории» Геродот (490-480 - около 425 до н.э.) считал, например, что вся история людей может быть представлена эллинами (древними греками) и остальными народами — варварами (мидийцами, мидянами, египтянами, ассирийцами, фракийцами, сирийцами и др.). В Библии (Ветхом Завете) говорится о четырех царствах: Ассирийском, Персидском, Македонском и Римском, которым на смену придет вечное христианство. Средневековые хронисты вели историю от «сотворения мира», считая эпоху после рождения Иисуса Христа последней перед всемирным Апокалипсисом и судом Божьим, после чего будет восстановлен рай на земле.
Но исследование реальных культур древних обществ по сохранившимся письменным источникам и материальным свидетельствам показывает, что у каждого народа была своя культура и своя история. Данный подход позволяет дифференцировать культуры народов, регионов, материков и континентов, определить особенности каждой культуры, выделить одну из наиболее совершенных, каковой, без сомнения, является античная культура.
Античной называют в широком смысле всю древнегреческую и древнеримскую культуру. Иногда под античностью в узком смысле слова понимают только древнегреческую культуру. В лекции античная культура рассматривается в широком смысле: это древнегреческая культура XXV-Iвв. до н.э. и древнеримская культура сVIIIв. до н.э. поVв. н.э.
История Древней Греции и ее культуры делится на пять периодов:
крито-микенская культура XXV-XIVвв. до н.э.;
гомеровская культура XIII-IXвв. до н.э.;
культура архаического периода VIII-VIвв. до н.э.;
культура классического периода V-IVвв. до н.э.;
эллинистическая культура III-Iвв. до н.э.
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:
искусство этрусков VII–IVвв. до н.э.
искусство Римской республики IV–Iвв. до н.э.
искусство Римской империи I–IVвв. н.э.
Более подробно рассмотрим древнегреческую культуру, ставшую основой европейской культуры и оказавшую существенное влияние на отечественную культуру. Древнеримская культура также многое заимствовала от древнегреческой культуры.
Крито-минойская культура существовала на о. Крит. Получила наивысший расцвет при царе Миносе. Особенностями материальной культуры было ремесленное и кустарное производство, строительство водопроводов и канализаций, широкое использование труда рабов. Сохранились многие материальные свидетельства высокого уровня развития крито-минойской культуры: дворцы-лабиринты, бронзовые орудия труда и оружие, цветная керамика, бронзовые статуэтки. Религиозно-храмовое строительство не получило еще размаха и не достигло той грандиозности, которая была присуща впоследствии культуре материковых древнегреческих городов-полисов.
Духовная культура характеризовалась богатой мифологией. Царь Минос, Тесей и Ариадна, Зевс и Европа, получеловек-полубык Минотавр, многие другие реальные и мифологические герои легли в основу богатейшей литературы, которая и сегодня интересует многих, обращает наше внимание к далеким истокам европейской и российской цивилизаций. Мифология была тесно связана с язычеством, они причудливо переплетались и взаимодополнялись. Имели место не только местные (впоследствии они стали называться европейскими), но и заимствованные с Востока элементы культуры: «дворцовый» характер основных строений, централизация хозяйственной и военно-политической жизни, наличие царя, который одновременно был и верховным жрецом. Основные боги воплощали земледелие и плодородие, военно-политическую активность общества. Критская культура располагала линейным слоговым письмом.
Существуют две версии гибели крито-минойской культуры. Первая версия связывает ее с природным катаклизмом — страшным извержением вулкана (вулканов) и землетрясением, которые уничтожили большинство жителей о. Крит и их культуру. Вторая версия падение критского царства считает результатом набегов и завоевания более отсталыми племенами: вначале ахейцев (XVв. до н.э.), а затем дорийцев (началоXIIв. до н.э.). Но, так или иначе, крито-минойская культура, считают исследователи, уже вXVв. до н.э. не существовала.
Ее своеобразным и однотипным продолжением стала культура г. Микены на «материковой» Греции и островах Эгейского моря. Микенская культура существовала с XVпоXIIIвв. до н.э. Нашествия дорийцев означали гибель уже не столько Критской культуры, сколько города-крепости Микены и окрестных островов. В Микенской культуре характерные черты и элементы крито-минойской культуры были дополнены шахтными усыпальницами и купольными гробницами. В них собирались украшения, сосуды, оружие, изготавливались золотые посмертные маски. Дворцы укреплялись стенами из огромных каменных глыб без всякого связующего материала.
Ахейцы переняли линейное слоговое письмо А от минойцев и приспособили для своего языка. Возникло письмо В. Английский лингвист М.Вентрис в 1953 г. расшифровал письмо В. Но минойское письмо А оставалось неразгаданным. 3 июля 1908 г. итальянская археологическая экспедиция нашла на о. Крит около г. Феста глиняную табличку с текстом. Ее возраст составлял примерно 3700 лет. Текст был расшифрован лишь в конце 80-х гг. XXв. и оказался славянским слоговым письмом. Это открытие добавило «загадок» в объяснении корней крито-микенской (объединенное название крито-минойской и микенской) культуры. Дорийцы, покорившие Микены, имели уже железное оружие. СXII-XIвв. до н.э. на полуострове Пелопоннес и других регионах материковой Греции начинается «железный век» древнегреческой культуры.
Гомеровский период античной культуры органично связан с образованием родовых общин и родовых поселков, часть которых постепенно превращалась в крупные поселения. Письменность на материковой Греции была утеряна или она вовсе отсутствовала у многих племен (общин). Лишь со второй половины VIII в. до н.э. письменность стала широко распространяться в уже существовавших городах-полисах. Это было не слоговое, как в крито-микенской культуре, а алфавитное письмо, заимствованное у финикийцев. Считается, что гомеровский период характеризует упадок древнегреческой культуры.
Но он не случайно получил название гомеровского. Слепой поэт и мыслитель Гомер в своих произведениях воспевает доблесть и подвиги родовой (аристократической) знати, которая после крушения централизованных военно-политических систем Крита и Микен повела активную борьбу за самостоятельность, власть, славу и богатство. Несмотря на то,что поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» описывают крито-микенскую эпоху, речь идет в основном о героях Троянской войны, их подвигах как представителей или лидеров родовых общин.
Упадок культуры характеризовался переходом в строительстве к дереву и необожженному кирпичу, к деревянной скульптуре. Но продолжалось изготовление ваз, бронзовых и терракотовых статуэток. Особенности культуры подчеркивали образ и способ жизни древнегреческих племен - разобщенность, небольшие сельские и ремесленные общины,замкнутость, постоянные вооруженные столкновения. Величественные образы материальной или духовной культуры создать в таких условиях было сложно.
В архаический период происходит колонизация греками побережийСредиземного, Мраморного, Черного и других морей. Была преодолена изоляция родовых общин и греческих племен от других народов. От мидийцев была воспринята чеканка монет, от финикийцев - письмо. Астрологические и математические знания заимствовались из Египта и Вавилона, архитектура и скульптура - из Египта и стран Ближнего Востока. Творческая переработка приобретений, придание им особого индивидуалистического или полисного характера обусловили бурный расцвет материальной, а особенно духовной культуры древних греков в V-IV веках до н.э. Но в архаическом периоде создавались его основы.
Возникают города-полисы. Формируется и расширяется местное и общегреческое язычество, очаговый характер имеет развитие культуры вгородах-полисах. Объективно возникает состязательность и соперничество. Человек, за исключением рабов, чувствует себя достаточно свободным. С 776 г. до н.э. начинают свою историю Олимпийские игры в честь бога Зевса, затем - спортивные и музыкальные Пифийские игры в честьбога Аполлона в г.Дельфы, Истмийские - в честь бога Посейдона недалеко от г.Коринф и др. На ионическом побережье (г.Милет, г.Эфес и др.) зарождается философия. Становятся известны так называемые «7 мудрецов», в число которых в разных городах включались разные люди. Мудрецами, таким образом, признавались более 40 человек, но первым среди них неизменно называли Фалеса из г.Милет.
В архаический период, как считают исследователи, были записаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, существовавшие раннее в устной форме. Зарождается литературное творчество.
В архитектуре господствуют колонны, дорический и ионический ордера. Возникает каменная скульптура. Изображаются в основном реальные люди, герои, боги в облике людей. Доминируют изображения обнаженного юноши (куросы) и одетой девушки (коры).
В VIII - VI веках до н.э. была создана реальная основа для расцвета древнегреческой культуры.
Культура классического периода ознаменована, прежде всего, бурным развитием духовной жизни древнегреческих обществ. Одним из главных достижений стало развитие философии. Свой вклад внесли многие философы и философские школы различных городов. Возник сам термин «философия», который постепенно заменил термин «мудрость».
Некоторые античные философы, например Платон, Сократ, Зенон считаются предтечами христианских богословов. В Благовещенском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с отцами церкви и великими святыми. Пилястры стен в галерее собора украшены изображениями Аристотеля, автора «Илиады» Гомера, римского поэта Вергилия.
Бурное развитие получило искусство: архитектура, ваяние, поэзия и проза, театр, музыка. Широкую известность получили творения Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. Афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей, а театр в г. Эфесе - 60 тыс. Человек в древнегреческом искусстве предстает самостоятельной активной личностью с явными акцентами героики, возвышенности. Он способен к творчеству и в этом ему помогают боги. Свободная состязательность в видах искусства и физической культуре соотносилась с постоянно соседствующим вооруженным насилием. Их сравнение утверждало уважение к порядку и добродетелям, к закону, формировало неприятие деспотизма и тирании. Жизнь в городе-полисе воспринималась не только как необходимое и наилучшее устройство, но и считалась противостоящей хаосу и грубости (варварству). Известно, например, что только Аристотель описал 158 греческих полисов. Пантеон богов достиг более 3 тысяч.
Эллинистическая культура III - I веков до н.э. характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие народы или сохранить его после распада империи А. Македонского. Одним из примеров может служить г.Александрия, построенный в 332-331 гг. до н.э. по указу А.Македонского на северном побережье Африки, недалеко от устья р.Нил. Правление городом осуществляла греческая знать. Была создана уникальная для того времени библиотека. По разным источникам она насчитывала от 100 до 700 тыс. рукописных книг и других письменных источников. Книжные знания предназначались не только для богатых греков, но и для развития духовной культуры, совершенствования производства, для торговли, лечения людей и других целей. Библиотека существовала более 250 лет. Затем часть ее сгорела в 47 г. до н.э., часть была уничтожена завоевателями в 391 г. н.э., а остатки - вVII-VIIIвеках.
Эллинизм знаменит учеными Евклидом и Архимедом, философскими школами стоиков, эпикурейцев и киников. Эралисфен достаточно точно вычислил окружность Земли. Аристарх обосновал гелиоцентрическую, а Гиппарх - геоцентрическую теории солнечной системы. Была создана 17-томная рукописная «География», автором которой был Страбон.
Героизированная личность классического периода постепенно приобретает черты простого, обыденного человека. Развивалась медицина. Известны более тысячи мыслителей, писателей, врачей, которые изучали и описывали практического человека с его положительными качествами и недостатками, с частной его жизнью. Эллинизм славен также строительством Александрийского маяка, Александрийского мусейона (храма муз), храма Артемиды в Эфесе, созданием скульптуры богу Гелиосу на о.Родос.
Постепенно функционирование культуры в ослабевающих полисах эллинистического периода приобретало негативные черты. Состязательный характер культуры все чаще связывался с необходимостью, с принудительным творчеством, деградировала мораль, испытывая на себе воздействие противоречивых факторов - крайней рациональности, абстрактного объяснения важности моральных норм и принципов, с одной стороны, и открытым их несоблюдением, ориентировкой на чувственные удовольствия, с другой. Распространялась праздность жизни как «законный» способ жизнедеятельности знати. Духовная культура вырождалась в культуру отдыха, времяпрепровождения. После смерти А. Македонского в 323 г. до н.э. его империя быстро распалась. Сохранившиеся города-полисы и другие территории постепенно подчинялись новой сильной социальной системе - Риму.
Неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества состоит в следующем:
античность создала классические, непревзойденные образцы в скульптуре, архитектуре, философии, ораторском искусстве
античность выработала гуманистическую систему ценностей, которая затем воплощалась в творчестве художников Возрождения и последующих эпох
античность явилась фундаментом основных и общественных наук
античность сформировала то понимание мира, в котором человек является деятельной его частью мира
античность приблизила вселенную к человеку через божественное, пантеистическое посредством создания стройной мифологической системы
античность гармонично соединила дионисийское и аполлоновское начало в феномене театра (Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил)
античность проявила себя в образцах социальной целостности – полисе, который признал права, гражданский статус, достоинства человека
История Древнего Рима насчитывает более двенадцати столетий (с VIIIв. до н.э. поVв. н.э.). Культура Древнего Рима формировалась двумя путями. Первый путь состоял в созидательной деятельности племен, населявших территорию современной Италии, в том числе острова Сицилия, Сардиния и др. Апеннинский полуостров Италии назвали греки. Но населяли его многие племена, одним из которых были этруски. Около 22-28 веков назад этруски владели большей частью Апеннинского полуострова. В 754-753 гг. до н.э. они основали Рим, символом которого стала скульптура - Капитолийская волчица, изобрели жилые здания с крытым двориком в центре, строили водопроводы и канализацию, изобрели якорь и медный таран на носу корабля в его подводной части, создали сильный флот. Этруски сформировали римские знаки власти, одежду, придумали гладиаторские бои и цирк, передали римлянам (совокупности племен) своих богов.
Этруски, которых греки называли еще тирренами, основали коллегию римских жрецов (гаруспиков), разработали совокупность правил и поучений для воспитания детей, создали древнейшие памятники письменности. До недавнего времени их не удавалось «расшифровать». Но в конце XXв. Г.С. Гриневич и другие исследователи, используя расшифрованную письменную табличку древних славян, найденную в 1961 г. на территории Румынии, «прочитали» многие тексты этрусков.
Второй путь формирования культуры Древнего Рима - присоединение древнегреческих городов-полисов и других территорий. В ходе подчинения перенималась и культура. От греков римляне восприняли алфавитное письмо (его вариант) и, соединив с письменностью этрусков, образовали латинский алфавит. Материальная культура греков - ремесленное производство, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность, очаги и средства торговли - также составила основу культуры Рима. Использована была и полисная система государственно-политического устройства. Особенно много древние римляне переняли от греков в сфере духовной культуры: философию, архитектуру, ваяние, научные знания, театральное и музыкальное искусство, поэтику.
Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория; пространство обозначалосьфресками(«Весна»), мозаикой («Битва Александра Македонского с персидским царем ДариемIII»),рельефами. Римская культура вписала индивида в государство: скульптурные портреты точно передают особенности лица, характера, привычек; рельефы достоверно фиксируют исторические события жизни империи. Римская архитектура масштабна, в ней преобладают отчужденные и замкнутые формы.
В IIIв. до н.э. был создан один из лучших скульптурных памятников – «Брут Капитолийский». Скульптурные портреты эпохи кризиса империи, дворцовых переворотов, народных восстаний передают образы честолюбивых, грубых властителей Рима (портрет Каракаллы), образы достойных граждан (портрет Авла Метела).
Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права.
Развитие литературы, драматургии, поэзии связано с Ливием Андроником, Титом Плавтом, Публием Теренцием, Гаем Криспом, Гаем Юлием Цезарем, Марком Туллием Цицероном, Титом Лукрецием Каром и др. Политеистические верования, воспринятые от древних греков, получили своеобразную обработку. Боги стали называться по-другому, менялись их сферы «ответственности». Религиозность приобрела анимистический характер. Божествам лесов, полей, долин воздвигались святилища. Почитались абстрактные божества (идеи): боги Свободы, Доблести, Согласия и др. В их честь также строились храмы. В архитектуре использовались четыре основных ордера: тосканский (от этрусков), дорический, ионический и коринфский - от греков.
С VIв. до н.э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, где проходили народные собрания, решались вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. На территории Форума было множество зданий, памятников, статуй. Замечательными памятниками Форума являлись колонна Траяна (ок.114 г. до н.э.), храм Сатурна (497 г. до н.э.).
Шедевром римского зодчества является Пантеон (125 г.), здесь никогда не приносились жертвы, не совершались обычные ритуалы, в настоящее время в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии. Сферическое окно диаметром девять метров («глаз Пантеона») пропускает щедрый солнечный свет, заливая собой все пространство храма.
Древнеримская духовная культура сформировала особый вид культуры: зрелищно-площадную. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в духовно-развлекательной жизни римлян. Триумфальные арки являлись символами побед римлян в военных походах (Триумфальная арка императора Тита). С римских площадей триумфальные арки перешагнули в другие города мира, являясь памятниками доблестных побед.
Крупнейшая зрелищная постройка – Колизей (75-80 гг.) (коллосеус – колоссальный), который вмещал до 56 тысяч зрителей, охарактеризован римским поэтом Марциалом как чудо света. Ю.Цезарь, например, устроил бой одновременно 500 пар гладиаторов, а О.Август - 10 000 человек. Императоры I-IIвв. н.э. посылали на арену по несколько десятков тысяч гладиаторов и диких зверей. Отнести подобные мероприятия к культуре оказывается сегодня достаточно сложно. Они демонстрировали площадное, массовое варварство и дикость нравов. Римская империя приближалась к закату.
Многие зрелища и праздники длились десятки дней. Известны празднования в 123 дня (Троян) и 135 дней (Марк Аврелий). Лозунг «хлеба и зрелищ» выполнялся строго, что порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться. При императоре Августе (конец Iв. до н.э.) число иждивенцев, получавших даровой хлеб, составляло 200 тыс. человек при полуторамиллионном населении Римского государства.
В Iвеке н.э. в Палестине, а затем и в Древнем Риме зарождается христианство. Но в результате жестокой внутренней борьбы за власть, а также изменений в социально-экономических и политических условиях жизни народов Европы, Римская империя и ее культура приходят в упадок. Христианская церковь негативно и враждебно отнеслась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., что символизировало завершение истории древних веков в Европе. Восточная Римская империя, получившая название Византия, просуществовала еще тысячу лет. Но античная культура явилась колыбелью, основой формирования последующих культур европейских и многих других народов.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список