logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

10.4.Русское деревянное зодчество

Тема «Русское деревянное зодчество» подробно разработана в учебном пособии «Дерево в культурной традиции». Студенты самостоятельно готовят сообщения и доклады для выступления на лекции и семинаре. Краткое резюме вводит студента в тему лекции.

Достижения древнерусского деревянного зодчества также заслуживают нашего особого рассмотрения. Крестьяне вынуждены были обходиться деревом и научились с ним прекрасно работать. В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви, служившие главным средоточием общественной и духовной жизни. Здесь собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. Время и пожары не пощадили многие памятники деревянной архитектуры, но и то, что осталось, особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской областях, в Карелии), вызывает восхищение.

Примечательно, что храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч! Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно ее важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Кижский архитектурный ансамбль — прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи в Карелии сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один-единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на храм, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой». Конечно, это всего лишь красивая легенда, но доля правды в ней, вероятно, есть. В основе композиции необыкновенно нарядной и затейливой Преображенской церкви — три восьмерика (восьмигранных бревенчатых сруба), «мал мала меньше», поставленные друг на друга. К нижнему из них пристроены четыре двухступенчатых прируба, то есть дополнительных сруба, связанных с основным помещением храма. Нижние ступени прирубов перекрыты бочками (килевидной в разрезе кровлей), которые венчаются главами.

Уникальность Преображенской церкви заключается в единой архитектурной идее — устремленности вверх всех элементов композиции (восьмериков, прирубов, бочек и главок) на высоту 37 м. Двадцать две главы — этот удивительный каскад, ниспадающий с вершины церкви, не случайно был назван И.Э.Грабарем «несравненной сказкой куполов».

Вот как описана она в книге А.В.Ополовникова и Г.С.Островского «Русь деревянная»:

«Купола, купола, купола... Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» - словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь; то тусклые, свинцовые; то замшелые, зеленые или бурые, как земля. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду».

Такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества.