12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
Культура «серебряного» века – это подлинная сокровищница русской культуры. Она вместила в себя историзм, религиозность, обрядовость, мифопоэтическое и народное творчество, формально-конструктивно творческий метод двадцатого столетия, стремление к достижению Космического Всеединства.
В творчестве русских художников В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля необыкновенно свежо воплотился импрессионистический метод воспроизведения действительности. В конце XIXвека выразительные средствасимволизманашли отражение в работах великого русского художника М.Врубеля («Демон лежащий», «Демон сидящий», «Царевна лебедь», «Пан»).
В русской культуре рубежа веков символистские традиции проявили себя разнообразно, широко и уникально. Такого количества гениальных представителей эстетики символизма не дала миру ни одна культура. Это творчество Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ф.Сологуба, А.Блока, И.Аненнского, А.Белого, М.Кузьмина, К.Бальмонта, И.Северянина, В.Брюсова. Девизом своим они бы могли считать тютчевское «мысль изреченная есть ложь», и только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе.
Поэтов символистов объединяло общее миропонимание и видение задач поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты превозносили индивидуализм, таинственный мир подсознания. Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов). Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.
В истории русской культуры период конца XIX- началоXXв. получил название «серебряного века» русской культуры. Интереснейшее явление этого периода художественное объединение «Мир искусства», созданное в один год с Московским художественным театром - в 1898. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А.Бенуа, К.Сомов, Л.Бакст, Е.Лансере, А.Головин, М.Добужинский, М.Врубель, В.Серов, К.Коровин, И,Левитан, М.Нестеров, Н.Рерих, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, Ф.Малявин, М.Ларионов, Н.Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусства» имела личность С.Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописиXVIII– началаXXв. западной критикой и настоящий триумф русского искусства.
Итак, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив внесословную ценность личности как доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, его быт, условия жизни, рост культурных потребностей. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством многонациональной культуры.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список