logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

Вопросы для самоконтроля

  1. Какая общественная потребность привела к появлению университета?

  2. Какую цель преследовали объединявшиеся в университеты студенты и преподаватели?

  3. На базе чего и где возникает первый университет?

  4. Охарактеризуйте специализацию первых университетов.

  5. Какие факультеты имелись в Парижском университете?

  6. Охарактеризуйте университетское движение в Европе в XIVвеке.

  7. Самостоятельно выучите первый куплет и припев международного гимна студентов «Гаудеамус».

Лекция 5

Культура эпохи Возрождения

5.1.Ренессанс в Италии

5.2.Северное Возрождение

5.3.Европейское барокко

5.1.Ренессанс в Италии

Эпоха Возрождения в Европе утверждалась через противодействие многим элементам христианской культуры, через ее оттеснение с первых позиций как системообразующего фактора общества.

Период Возрождения, Реформации и Про­свещения охватывает XIV-XVIIIвека. Собст­венно Возрождение - это конецXIV-XVIве­ка в Европе. Новое время включаетXVII-XIXвека. Начальный период Нового времени в ряде стран Западной и Центральной Европы (сXVIв.) называется Реформацией, в дру­гих — Просвещением.

Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью.

В политически раздробленной Италии каждый город был самостоятельным государством, и его художественная культура имела особый характер, свои неповторимые черты. Исторические судьбы, социальный строй, природные условия, уклад жизни, бытовые и культурные традиции определяли своеобразие искусства того или иного центра. Действительно, разве могла походить на какое-либо другое искусство живопись Венеции – сказочного города, возникшего, словно по волшебству, среди вод Адриатики? «Можно перевидеть все города на свете и все-таки прийти в изумление, приехав в Венецию», - писал французский философ Монтескье. Панораму города, «парящего, как птица, между водой и небом», можно видеть на огромной по размеру гравюре, исполненной Якопо де Барбари в 1500 году. Вся Венеция здесь как на ладони, раскинувшаяся более чем на ста островах, с бесчисленными каналами, густо застроенными кварталами. Торжественно – прекрасной предстает Венеция на картине Чезаре Вечеллио «Процессия на площади Святого Марка», запечатлевшей центр города. В ее архитектуре соединились в удивительном и органичном синтезе различные художественные традиции: восточные и византийские, готические и ренессансные.

Венеция часто присутствует в произведениях живописцев, к какому бы сюжету они не обращались.

Венецианская школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения - в XV-XVIвв. (семья Беллини, В.Карпаччо, Джорд­жоне, Тициан, П.Веронезе, Я.Тинторетто), а затем вXVIIIвв. (Дж.Б.Тьеполо, А.Каналетто, П.Лонги, Ф.Гварди). Венецианскую шко­лу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

На период высокого и позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца - Джорджоне (1476-1510), обессмертив­ший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский кон­церт», Тициан (ок.1489/90-1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венеци­анской школы. Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие моти­вы. В отличие от мрачных флорентийцев венецианцы, кажется, нахо­дят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.

Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XII-XIVвв.). В началеXVв. флорентийская школа становится аван­гардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти, скульпторы Донателло, Л.Гиберти, живописцы Мазаччо, А.Верроккьо, С.Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризу­ет углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.

Наиболее развитые города-полисы (ре­спублики) Венеция, Тоскания, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза стали центрами ремесла, торговли, развития искусств, научных знаний.

Самым передовым городом Италии позднего Средневековья родиной Ренессанса считают Флоренцию. Здесь наметились первые сдвиги в изобразительном искусстве, появилась новая литература, ярчайшими представителями которой были Данте, Петрарка, Боккаччо.

Эти новые явления, родившиеся в XIIIвеке, получили названия Проторенессанс (Джотто ди Бондоне, Данте, Петрарка, Боккаччо). Этап – столетие (XIIIв.) именуется дученто (двухсотые);XIVв. – треченто (трехсотые);XVв. – кватроченто (четырехсотые) – раннее Возрождение;XVIв. – чинквиченто (пятисотые) – Высокое (классическое) Возрождение. Последние две третиXVIстолетия именуют периодом позднего Возрождения. ВXVIвеке, который был назван М.А.Бакуниным (1814-1876) веком Макиавелли, Италия поразила мир несравненной гениальностью своих великих художников, смелостью своих вольнодумцев.

Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют Проторенессанс (период XIII- началаXIVв.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265-1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266-337), которые подготовили почву для искусства Возрождения.

Треченто (XIVстолетие) характеризуется культурными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли по­эзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры (собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и другие). Тогда же севе­роитальянские города — Флоренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке своеarsnova(новое искусство).

Из многочисленный произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» - эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С.Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.

Если Данте заложил основы новоевропейской литературы, то другой гений - Джотто — явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное на­чало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспективу, он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенной тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность.

К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов - Франческа Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Наряду с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчеств не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали/сонеты. Самым значительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл.

Выдающимся мастером раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Среди его работ наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Его произведения построены на рели­гиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной по­эзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.

Представителями раннего Возрождения были архитектор Филиппе Брунеллески (1377-1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок.1386-1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.

С тех пор в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ор­дерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров — Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни странно, на период экономического и политического упадка Италии.

Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он соз­дал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, эксперименталь­ные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской эн­циклопедии.

Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль, вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи па­радных залов Ватиканского дворца. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. Рафаэль оказал огромное влияние на после­дующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершен­ства.

Последним титаном высокого Возрождения был Микеланджело - великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600 м2. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от Сотворения мира. Особенно выделяет­ся из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св.Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.

Период позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так на­зываемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.

Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавших преимущественно в жанре портрета. К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518-1594), представителя венециан­ской школы позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Мике­ланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в ко­тором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528-1588), создавший множество праздничных, светских по духу кар­тин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма - фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.

Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVIIв. является Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта.

По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлияв­шего даже на иностранных художников. Его искусство оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропей­ских мастеров XVIIв. - голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в Европе. Европа при­няла новаторский дух итальянца, а в Италии церковь решительно от­вергла натурализм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что италь­янское Возрождение уже завершилось. Италия сказала практически все, что могла сказать. Наступила очередь североевропейского Возрождения.

Таким образом, римско-католическая церковь потеряла прежние определяющие духовные по­зиции в ряде центральных, северных и восточных стран Европы. От религии «отделяются» искусство, наука, образование, воспитание, политика, право.

Утверждается принципиально новая парадигма социаль­ных ценностей - гуманизм. Антропоцентризмопределил человека глав­ным объектом познания и целью общественного развития. Свобода челове­ка распространялась на нравственность, политику, право, экономику. Новое мировоззрение – гуманизм - утверждал право человека на счастье в его земном бытии. Под счастьем понималось его право на свободное развитие и проявление всех природных задатков, стремления к знаниям и свободному творчеству.

Происходит бурное развитие ремесел, создаются первые про­образы фабричных производств. В XV-XVIве­ках в Европе, при общем сохранении традиционного способа жизнедеятель­ности общества в единстве с природой, зарождается техногенная культура.

Такие науки, как математика, механика, астрономия, физи­ка, химия, теория строительства, медицина, теория мореплавания, собственно философия получают новый импульс своего развития, обратив­шись к изучению реально-предметного бытия и составляющих его элементов.

Бурно развивается народное художественное творчество и искусство на основе возрождения (отсюда и название) идей, принципов, средств, фор­м античного искусства. Возрождение собственно и получило такое обозначение из-за повсеместного и активного обращения, прежде всего итальянских представителей искусства, к достижениям античности. Оценка церковью античной культуры как варварства и «града Земного», где действует зло и сосредоточены пороки человека, отвергалась.

В изобразительном искусстве осуществляется переход от библейско-мифологической тематики к отображению реального, земного человека. Особенно наглядно он проявился в творчестве итальянских мыс­лителей и художников: Дж.Вазари, который и ввел термин «Возрождение» (Ренессанс), С.Боттичелли, Л. да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Джорджоне, Ти­циана, Рафаэля Санти, Я.Тинторетто и многих других.

Гуманистическая и антропоцентристская направленность творчества живописцев дополнялась новой техникой живописи. Важнейшим достижением стало открытие перспективы, полностью изменившее видение мира. История искусств показывает, что главной задачей живописца было преодоление плоскости. Изучение падающей тени и меры освещенности предмета было первым шагом в этом направлении. Параллельно завоеванию света шло изучение пространства и отношений предметов между собой. И только с открытием законов перспективы живописцы получают окончательный доступ в глубину, пространство картины.

Утверждались реалистический стиль и спо­собность свободного человека к самоутверждению. Новшества живописи итальянских мастеров распространялись по всей Европе. По-своему их вос­приняли немецкие живописцы - А.Дюрер, М.Нитхард, X.Хольбейн (Гольбейн), пейзажист А.Альтдорфер, представители Нидерландов и других стран.

Творчество живопис­цев, графиков, скульпторов, поэтов, музыкантов, архитекторов составило главный смысл и содержание эпохи Возрождения.

Утверждается светское образование и соответственно совершается поворот к новой, светской форме мышления. Сохраняются и рели­гиозные образовательные учреждения.

Содержание жизни европейских обществ в XV-XVIвеках свидетельствует о новом историческом типе культуры. Особенности материальной и духовной культуры Возрождения, утверждение нового способа жизни - «во второй природе» получили раз­витие и в период Реформации.

К XVIве­ку оппозиция католической церкви окрепла и получила название Рефор­мации. Реформация представляла собой социальное и идеологическое движение, осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответ­ствии с требованиями новых социальных отношений.