Вопросы для самоконтроля
Какая общественная потребность привела к появлению университета?
Какую цель преследовали объединявшиеся в университеты студенты и преподаватели?
На базе чего и где возникает первый университет?
Охарактеризуйте специализацию первых университетов.
Какие факультеты имелись в Парижском университете?
Охарактеризуйте университетское движение в Европе в XIVвеке.
Самостоятельно выучите первый куплет и припев международного гимна студентов «Гаудеамус».
Лекция 5
Культура эпохи Возрождения
5.1.Ренессанс в Италии
5.2.Северное Возрождение
5.3.Европейское барокко
5.1.Ренессанс в Италии
Эпоха Возрождения в Европе утверждалась через противодействие многим элементам христианской культуры, через ее оттеснение с первых позиций как системообразующего фактора общества.
Период Возрождения, Реформации и Просвещения охватывает XIV-XVIIIвека. Собственно Возрождение - это конецXIV-XVIвека в Европе. Новое время включаетXVII-XIXвека. Начальный период Нового времени в ряде стран Западной и Центральной Европы (сXVIв.) называется Реформацией, в других — Просвещением.
Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью.
В политически раздробленной Италии каждый город был самостоятельным государством, и его художественная культура имела особый характер, свои неповторимые черты. Исторические судьбы, социальный строй, природные условия, уклад жизни, бытовые и культурные традиции определяли своеобразие искусства того или иного центра. Действительно, разве могла походить на какое-либо другое искусство живопись Венеции – сказочного города, возникшего, словно по волшебству, среди вод Адриатики? «Можно перевидеть все города на свете и все-таки прийти в изумление, приехав в Венецию», - писал французский философ Монтескье. Панораму города, «парящего, как птица, между водой и небом», можно видеть на огромной по размеру гравюре, исполненной Якопо де Барбари в 1500 году. Вся Венеция здесь как на ладони, раскинувшаяся более чем на ста островах, с бесчисленными каналами, густо застроенными кварталами. Торжественно – прекрасной предстает Венеция на картине Чезаре Вечеллио «Процессия на площади Святого Марка», запечатлевшей центр города. В ее архитектуре соединились в удивительном и органичном синтезе различные художественные традиции: восточные и византийские, готические и ренессансные.
Венеция часто присутствует в произведениях живописцев, к какому бы сюжету они не обращались.
Венецианская школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения - в XV-XVIвв. (семья Беллини, В.Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П.Веронезе, Я.Тинторетто), а затем вXVIIIвв. (Дж.Б.Тьеполо, А.Каналетто, П.Лонги, Ф.Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
На период высокого и позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца - Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», Тициан (ок.1489/90-1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы. Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.
Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XII-XIVвв.). В началеXVв. флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти, скульпторы Донателло, Л.Гиберти, живописцы Мазаччо, А.Верроккьо, С.Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.
Наиболее развитые города-полисы (республики) Венеция, Тоскания, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза стали центрами ремесла, торговли, развития искусств, научных знаний.
Самым передовым городом Италии позднего Средневековья родиной Ренессанса считают Флоренцию. Здесь наметились первые сдвиги в изобразительном искусстве, появилась новая литература, ярчайшими представителями которой были Данте, Петрарка, Боккаччо.
Эти новые явления, родившиеся в XIIIвеке, получили названия Проторенессанс (Джотто ди Бондоне, Данте, Петрарка, Боккаччо). Этап – столетие (XIIIв.) именуется дученто (двухсотые);XIVв. – треченто (трехсотые);XVв. – кватроченто (четырехсотые) – раннее Возрождение;XVIв. – чинквиченто (пятисотые) – Высокое (классическое) Возрождение. Последние две третиXVIстолетия именуют периодом позднего Возрождения. ВXVIвеке, который был назван М.А.Бакуниным (1814-1876) веком Макиавелли, Италия поразила мир несравненной гениальностью своих великих художников, смелостью своих вольнодумцев.
Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют Проторенессанс (период XIII- началаXIVв.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265-1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266-337), которые подготовили почву для искусства Возрождения.
Треченто (XIVстолетие) характеризуется культурными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры (собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Флоренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке своеarsnova(новое искусство).
Из многочисленный произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» - эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С.Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.
Если Данте заложил основы новоевропейской литературы, то другой гений - Джотто — явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспективу, он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенной тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность.
К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов - Франческа Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Наряду с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчеств не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».
Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали/сонеты. Самым значительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл.
Выдающимся мастером раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Среди его работ наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.
Представителями раннего Возрождения были архитектор Филиппе Брунеллески (1377-1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок.1386-1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.
С тех пор в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.
Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров — Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни странно, на период экономического и политического упадка Италии.
Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии.
Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль, вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Последним титаном высокого Возрождения был Микеланджело - великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600 м2. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от Сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св.Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.
Период позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.
Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавших преимущественно в жанре портрета. К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528-1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма - фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.
Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVIIв. является Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта.
По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Его искусство оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропейских мастеров XVIIв. - голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в Европе. Европа приняла новаторский дух итальянца, а в Италии церковь решительно отвергла натурализм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что итальянское Возрождение уже завершилось. Италия сказала практически все, что могла сказать. Наступила очередь североевропейского Возрождения.
Таким образом, римско-католическая церковь потеряла прежние определяющие духовные позиции в ряде центральных, северных и восточных стран Европы. От религии «отделяются» искусство, наука, образование, воспитание, политика, право.
Утверждается принципиально новая парадигма социальных ценностей - гуманизм. Антропоцентризмопределил человека главным объектом познания и целью общественного развития. Свобода человека распространялась на нравственность, политику, право, экономику. Новое мировоззрение – гуманизм - утверждал право человека на счастье в его земном бытии. Под счастьем понималось его право на свободное развитие и проявление всех природных задатков, стремления к знаниям и свободному творчеству.
Происходит бурное развитие ремесел, создаются первые прообразы фабричных производств. В XV-XVIвеках в Европе, при общем сохранении традиционного способа жизнедеятельности общества в единстве с природой, зарождается техногенная культура.
Такие науки, как математика, механика, астрономия, физика, химия, теория строительства, медицина, теория мореплавания, собственно философия получают новый импульс своего развития, обратившись к изучению реально-предметного бытия и составляющих его элементов.
Бурно развивается народное художественное творчество и искусство на основе возрождения (отсюда и название) идей, принципов, средств, форм античного искусства. Возрождение собственно и получило такое обозначение из-за повсеместного и активного обращения, прежде всего итальянских представителей искусства, к достижениям античности. Оценка церковью античной культуры как варварства и «града Земного», где действует зло и сосредоточены пороки человека, отвергалась.
В изобразительном искусстве осуществляется переход от библейско-мифологической тематики к отображению реального, земного человека. Особенно наглядно он проявился в творчестве итальянских мыслителей и художников: Дж.Вазари, который и ввел термин «Возрождение» (Ренессанс), С.Боттичелли, Л. да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Джорджоне, Тициана, Рафаэля Санти, Я.Тинторетто и многих других.
Гуманистическая и антропоцентристская направленность творчества живописцев дополнялась новой техникой живописи. Важнейшим достижением стало открытие перспективы, полностью изменившее видение мира. История искусств показывает, что главной задачей живописца было преодоление плоскости. Изучение падающей тени и меры освещенности предмета было первым шагом в этом направлении. Параллельно завоеванию света шло изучение пространства и отношений предметов между собой. И только с открытием законов перспективы живописцы получают окончательный доступ в глубину, пространство картины.
Утверждались реалистический стиль и способность свободного человека к самоутверждению. Новшества живописи итальянских мастеров распространялись по всей Европе. По-своему их восприняли немецкие живописцы - А.Дюрер, М.Нитхард, X.Хольбейн (Гольбейн), пейзажист А.Альтдорфер, представители Нидерландов и других стран.
Творчество живописцев, графиков, скульпторов, поэтов, музыкантов, архитекторов составило главный смысл и содержание эпохи Возрождения.
Утверждается светское образование и соответственно совершается поворот к новой, светской форме мышления. Сохраняются и религиозные образовательные учреждения.
Содержание жизни европейских обществ в XV-XVIвеках свидетельствует о новом историческом типе культуры. Особенности материальной и духовной культуры Возрождения, утверждение нового способа жизни - «во второй природе» получили развитие и в период Реформации.
К XVIвеку оппозиция католической церкви окрепла и получила название Реформации. Реформация представляла собой социальное и идеологическое движение, осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответствии с требованиями новых социальных отношений.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список