2.3. Современный миф
Каждой культуре свойственна своя мифология, различные этапы ее развития порождают новые мифы. Хотя, в целом, происходит процесс трансформации человеческой мысли «от мифа к логосу», лишить мышление способности творить миф невозможно. Всякое общество нуждается в таких мифах, которые способны выполнить специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов. Мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами, своеобразными стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Поэтому вера в мифы – мощное средство сплочения людей в сообщество с едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями. Таким образом, функция стереотипизации подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Многие мифы создают обобщенные образы «своих» и «чужих» («мы – дети белого орла, а они – потомки серого койота»). Стереотипные образы народных героев живут «вечно» в исторических мифах: в русских былинах это – три мифологизированных богатыря, которые описываются в стереотипных выражениях, подчеркивающих их воинские достоинства.
В мифе находят символическое отражение неосознаваемые людьми социокультурные установки: оправдание греческого Ореста за совершенное им убийство матери за то, что она убила его отца, есть символическое признание главенства отцовского рода.
В современном обществе мифы внедряются с помощью масс-медиа: желания и потребности людей целенаправленно формируются рекламой.
С обыденным знанием связаны стереотипные представления, кажущиеся естественными и неопровергаемыми, - мифологемы, которые формулируются как сознательно принятые установки: «бьет – значит любит», «женщины глупее мужчин», «все дети талантливы», «высокий лоб – свидетельство большого ума», «мы основываемся, что все люди созданы равными». К мифологемам относятся и этнокультурные стереотипы: «евреи умные и хитрые», «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». Национальные мифы, неразрывно связанные с самосознанием народа и определяющие национальные стереотипы и символы, посвящаются харизматичнымгероям – воинам, героям- защитникам, ведущим свой народ на войну. В Германии это миф об Арминии, победившем легионы Вара; во Франции - о Верцингеториксе, объединившем галльские племена для борьбы с Цезарем; в Англии – о Боадичеа, противостоявшей легионам Нерона. Прославленные военные деятели мифологизируются, становятся бессмертными в веках, канонизируются церковью, являются образцом для подражания, на их примерах создаются стереотипы поведения и воспитываются поколения.
Для идеологических целей создаются идеологические мифы, внедряющие в сознание стереотипные лозунги вроде «Самодержавие, православие, народность» или «Сияющие вершины коммунизма», стереотипные образы «доброго царя», «нечестивого басурмана», «пламенного революционера», «отца всех народов» и пр.
В XXв. идеологические мифы стали преобладать, по крайней мере, в период господства соответствующей идеологии. Бурная история России, СССР породила и укоренила в сознании людей множество коммунистических мифов: о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма», «развитом социализме», о «социализме с человеческим лицом». После распада СССР, соответственно, разоблачили себя мифы: о мощном и непобедимом государстве, о реально воплощенном социализме… Катаклизмы, сотрясающие общество, развенчали и другой, весьма распространенный миф о том, что русские по причине их особой ментальности начнут «бунт», чтобы восстановить общенародное государство. Общество оказалось в плену новорожденных мифов: о бездарных, глупых «новых русских», о непригодности демократии для России, о необходимости диктаторской «сильной руки» для разваливающегося общества.
В индустриально развитых обществах тщательным образом разрабатывается «капиталистический миф роста», символика которого представлена на всех уровнях культуры. Здесь превозносится технологический контроль, образцовый труд, власть над природой благодаря развитию науки и техники, неограниченное потребление.
Сравнительно недавно властвовал наиболее распространенный социальный миф – социалистический. Несмотря на разочарования в так называемом «развитом» социализме, социалистический миф как проявление обыденного мифотворчества не умирает. Этот миф - воплощение истинного мифа, который жив верой в лучшее будущее. Существуют мифы, роль которых негативна в обществе. Прежде всего, это мифы расистские, национал-социалистические.
Современному мифотворчеству традиционно сопутствует мистицизм, нередко в облике рационального знания, «концептуального» построения. В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:
«старые» мифы (содержат пережитки, предрассудки, суеверия; о духах, домовых, сглазе и т.п.);
«новые» мифы (паранаучные– об НЛО, Бермудском треугольнике, других загадочных явлениях);
«обновленные» мифы (старые верования «одевают» научную терминологию, которая не проверяется на практике, - об экстрасенсорных явлениях, космических полях).
Миф является своего рода универсальным условием существования культуры вообще. Современный миф нелегко создавать, как нелегко им манипулировать. Всем типам культуры соответствуют свои мифологические построения. Если миф принимается на веру, то в нем активизируется организационная функция, сам миф становится тем фактором, который воздействует на людей и подталкивает их к превращению мифического вымысла в реальность. То есть с помощью верящих в миф последний сам себя воплощает в жизнь. Для любого мифа по-прежнему остаются актуальными принципы его существования: принцип антропоморфизма, следствием которого являетсяартефактизациявещей и явлений, а также закон сопричастности.
С каких бы позиций не трактовалась мифология периода архаики, античности или современности, уместно соблюдать «правило Локка»: «Не поддерживать никакого предложения с большей уверенностью, чем позволяют доказательства, на которых оно основано».
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список