logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

2.3. Современный миф

Каждой культуре свойственна своя мифология, различные этапы ее развития порождают новые мифы. Хотя, в целом, происходит процесс трансформации человеческой мысли «от мифа к логосу», лишить мышление способности творить миф невозможно. Всякое общество нуждается в таких мифах, которые способны выполнить специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов. Мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами, своеобразными стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Поэтому вера в мифы – мощное средство сплочения людей в сообщество с едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями. Таким образом, функция стереотипизации подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Многие мифы создают обобщенные образы «своих» и «чужих» («мы – дети белого орла, а они – потомки серого койота»). Стереотипные образы народных героев живут «вечно» в исторических мифах: в русских былинах это – три мифологизированных богатыря, которые описываются в стереотипных выражениях, подчеркивающих их воинские достоинства.

В мифе находят символическое отражение неосознаваемые людьми социокультурные установки: оправдание греческого Ореста за совершенное им убийство матери за то, что она убила его отца, есть символическое признание главенства отцовского рода.

В современном обществе мифы внедряются с помощью масс-медиа: желания и потребности людей целенаправленно формируются рекламой.

С обыденным знанием связаны стереотипные представления, кажущиеся естественными и неопровергаемыми, - мифологемы, которые формулируются как сознательно принятые установки: «бьет – значит любит», «женщины глупее мужчин», «все дети талантливы», «высокий лоб – свидетельство большого ума», «мы основываемся, что все люди созданы равными». К мифологемам относятся и этнокультурные стереотипы: «евреи умные и хитрые», «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». Национальные мифы, неразрывно связанные с самосознанием народа и определяющие национальные стереотипы и символы, посвящаются харизматичнымгероям – воинам, героям- защитникам, ведущим свой народ на войну. В Германии это миф об Арминии, победившем легионы Вара; во Франции - о Верцингеториксе, объединившем галльские племена для борьбы с Цезарем; в Англии – о Боадичеа, противостоявшей легионам Нерона. Прославленные военные деятели мифологизируются, становятся бессмертными в веках, канонизируются церковью, являются образцом для подражания, на их примерах создаются стереотипы поведения и воспитываются поколения.

Для идеологических целей создаются идеологические мифы, внедряющие в сознание стереотипные лозунги вроде «Самодержавие, православие, народность» или «Сияющие вершины коммунизма», стереотипные образы «доброго царя», «нечестивого басурмана», «пламенного революционера», «отца всех народов» и пр.

В XXв. идеологические мифы стали преобладать, по крайней мере, в период господства соответствующей идеологии. Бурная история России, СССР породила и укоренила в сознании людей множество коммунистических мифов: о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма», «развитом социализме», о «социализме с человеческим лицом». После распада СССР, соответственно, разоблачили себя мифы: о мощном и непобедимом государстве, о реально воплощенном социализме… Катаклизмы, сотрясающие общество, развенчали и другой, весьма распространенный миф о том, что русские по причине их особой ментальности начнут «бунт», чтобы восстановить общенародное государство. Общество оказалось в плену новорожденных мифов: о бездарных, глупых «новых русских», о непригодности демократии для России, о необходимости диктаторской «сильной руки» для разваливающегося общества.

В индустриально развитых обществах тщательным образом разрабатывается «капиталистический миф роста», символика которого представлена на всех уровнях культуры. Здесь превозносится технологический контроль, образцовый труд, власть над природой благодаря развитию науки и техники, неограниченное потребление.

Сравнительно недавно властвовал наиболее распространенный социальный миф – социалистический. Несмотря на разочарования в так называемом «развитом» социализме, социалистический миф как проявление обыденного мифотворчества не умирает. Этот миф - воплощение истинного мифа, который жив верой в лучшее будущее. Существуют мифы, роль которых негативна в обществе. Прежде всего, это мифы расистские, национал-социалистические.

Современному мифотворчеству традиционно сопутствует мистицизм, нередко в облике рационального знания, «концептуального» построения. В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

Миф является своего рода универсальным условием существования культуры вообще. Современный миф нелегко создавать, как нелегко им манипулировать. Всем типам культуры соответствуют свои мифологические построения. Если миф принимается на веру, то в нем активизируется организационная функция, сам миф становится тем фактором, который воздействует на людей и подталкивает их к превращению мифического вымысла в реальность. То есть с помощью верящих в миф последний сам себя воплощает в жизнь. Для любого мифа по-прежнему остаются актуальными принципы его существования: принцип антропоморфизма, следствием которого являетсяартефактизациявещей и явлений, а также закон сопричастности.

С каких бы позиций не трактовалась мифология периода архаики, античности или современности, уместно соблюдать «правило Локка»: «Не поддерживать никакого предложения с большей уверенностью, чем позволяют доказательства, на которых оно основано».