logo
Курс лекций по МК(15 лекций)

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте функции мифов в современном обществе.

  2. Что такое стереотип, на основе чего формируются стереотипы?

  3. Какие способы внедрения мифа в общественное сознание вы можете назвать?

  4. Дайте определение мифологемы, назовите примеры мифологем.

  5. Охарактеризуйте идеологические мифы, какова цель их создания?

  6. Каковы принципы существования мифа?

  7. Какие типы мифов составляют основу классификации современной мифологии?

Лекция 3

Культура и искусство древних обществ

3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие

3.2. Периоды развития и особенности античной культуры

3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие

Культура периода появления разумного человека, деятельность которого, в отличие от животных, была основана на социальном опыте и создавала мир культуры, - это культура первобытного общества, - самый длительный период человеческой истории, формирования фундамента современного общества.

Начало древнейшей истории человека отдалено от нас 3 млн. лет и имеет общепринятую историческую классификацию по периодам: каменный, бронзовый, железный века (так называемая «система трех веков»).

Все противоречия антропогенеза выразились в кризисе стадных отношений и распаде стадной иерархии, в развитии матрифокальной структуры (протоформы материнской общины) и становлении первобытной модели мира, в которой закреплены бинарные оппозиции (мужское – женское, добро – зло и т.п.).

Самый длительный период истории человечества и его культу­ры — каменный век (40 - 4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа: палеолит (40 - 12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12 - 8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10 - 4 тыс. лет до н. э.).

В палеолите появляется первый представитель рода Homo(Homohabilis– человек умелый), создавший первые орудия. Эта эпоха называется четвертичным или ледниковым периодом или плейстоценом. В период тысячелетних похолоданий происходило физическое развитиеHomo. В раннем палеолите известны два различных типа человека, кроме упомянутогоHomohabilis, сочетавшего признаки обезьяны и человека, уникальный тип -Homoerectus(человек прямоходящий), известны питекантроп с Явы и его современник синантроп из Китая, использовавший огонь, знавший коллективную охоту, изготавливавший совершенные рубила.

На смену первым людям указанного типа приходят люди сапиентного типа (sapiens– разумный). Живший около 350-150 тыс. лет назад этот тип вытесняется неандертальцем, которого связывало кровное родство, совместное проживание группами, умелое пользование огнем. Неандертальцы жили в Европе от 150 тыс. до 40 тыс. лет назад.

В эпоху позднего палеолита (40 – 60 тыс. лет назад) человек типа sapiensеще ведет непроизводительный образ жизни (охота и собирательство), но обладает более совершенными орудиями из камня, кости, дерева, создает первичную общественную ячейку – общину, обладает высоким уровнем абстрактного мышления, языка. Строение его скелета не отличается от современного человека. Центром каждой большой семьи является женщина – мать, пользовавшаяся уважением всего сообщества.

Культура древнейшего периода носила синкретический характер, то есть в ней не выделялись и не различались изобразительное искусство, театр, музыка, танец.

Сотни тысяч лет назад наш далекий предок впервые на­чал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнаментом, различными символами и узо­рами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Во второй половине XIXв., когда были обнаруже­ны наскальные росписи во многих точках земного шара, начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ де­ревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некото­рые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, ко­ричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. По­ражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел.

Пещера Альтамира получила всемирную известность. Затем были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пе­щера).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оло­вом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности брон­зу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в раз­ное время (3 - 1 тыс. лет до н.э.).

Не часто встречаются и изобра­жения человека (композиция в пещере Ласко (Франция).

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охо­ты, военные эпизоды, культовые церемонии.

Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фи­гуры животных и человека невелики по размеру.

Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражаю­щиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии.

Первобытная скульптура относится к начально­му этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня, известняка, реже из мамонтовой кос­ти. Многочисленные женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Запад­ной Европы до Байкала, — носили культовый харак­тер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщен­ный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный ха­рактер изображения, они воспринимаются как под­линное творение искусства, настоящий гимн женщи­не. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему камен­ному веку, то есть к палеолиту.

В эпоху неолита появилась керамическая плас­тика, запечатлевшая жанровые сцены из жизни женщины, а также абстрактных идолов с нанесенными и на них геометрическими узорами. На Украине, недалеко от Киева, в Триполье, найдена керамиче­ская посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначенная для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга.

Сосуды красивой формы из красной глины укра­шали различными орнаментами, в которых преобла­дали мотивы круга и спирали. Линии узора распола­гались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда. Но эти абст­рактные изобразительные формы полны глубокого смысла. Волнистые узоры символизируют течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, ромбы — символ женского божест­ва, посылающего на землю «небесную влагу», крест — солнечный диск, зигзагообразная линия — змея — покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или зла­ковый колос. На стенках сосудов можно различить фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз и быков, собак и птиц. В росписях керамики Триполья использовалась черная и белая краски, в целом же она производила впечатление трехцветной.

Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простей­ших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей уби­того мамонта, покрытых шкурами.

Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев. Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города. Земледельцы изобрели новые орудия для рубки леса - шлифованные и просверленные каменные топоры, для приготовления пищи, хранения запасов, для культовых целей (глиняная посуда, украшения, фигурки), для производства ткани (пряслица, веретено, ткацкий станок).

Переход к земледелию, названный неолитической революцией, по подсчетам специалистов, продолжался 3 тыс. лет.

С появлением земледелия относительно единый процесс развития человечества резко изменился и стал неравномерным. В десятом тысячелетии до н.э. закончилась суровая ледниковая эпоха и начался голоцен (геологическая современность). В мезолите на Ближнем Востоке были выращены первые зерновые колоски, а спустя 3 – 4 тыс. лет земледелие появляется в Центральной Европе. В результате в тех частях земного шара, где были благоприятные условия (Ближний Восток, Египет), развитие человеческого общества ушло далеко вперед и сохраняло свои преимущества на протяжении тысячелетий; на других территориях развивались более примитивные общественные структуры. И в наше время на Земле живут сообщества, сохраняющие черты культуры периода мезолита.

Период энеолита (энеус – медь, литос – камень) знаменует завершение каменного века, хотя решающие изменения в результате происходят благодаря дереву (деревянное рало) и металлу. Возникает прибавочный продукт земледельца, который меняется на результаты труда высвободившихся от земледелия общинников, укрепляются позиции мужчины в обществе, который обеспечивал основные средства к существованию. Матриархат распадается и его заменяет патриархальный род во главе со старейшиной.

В скотоводческих племенах мужчина обеспечивает свое ведущее положение как воин. Мобильный образ жизни сформировал культ кочевника-воина.

С начала третьего тысячелетия до н.э. в Междуречье и Египте, как уже отмечалось, возникают первые государственные образования с богатыми городами, привилегированными господствующими слоями, царями (фараонами), знатью, чиновниками, регулярным войском, рабами. Исторический процесс впервые фиксировался письменным способом.

В Восточном Средиземноморье достигла расцвета культура бронзы (1800 – 750 годы до н.э.). В середине указанного тысячелетия возникла высокоразвитая культура на территории нынешней Индии с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. В это же время египтяне строили пирамиды Хеопса, Хефрена, а около 2100 года до н.э. шумерский правитель Ур-Намму издает самый древний в мире свод законов.

В бронзовом веке основано Древневавилонское государство, Египет вступает в период апогея своей мощи (период Нового царства), около 1700 года до н.э. в результате природной катастрофы (существуют иные версии) уничтожены дворцы и города Крита, на юге Греции развивалась Микенская культура.

В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обу­словлено религиозными представлениями и верованиями первобыт­ного человека.

Первые сооружения архитектуры — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработан­ные большие каменные глыбы, расположенные в определенном по­рядке. В конце эпохи неолита, в III—IIтысячелетиях до н. э., уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.

Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались верти­кально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонталь­но клали другую. Менгиры использовались для совершения ри­туальных обрядов на месте памяти предков. Не случайно, по-ви­димому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии и Франции, Испании и Греции, Азии, Африке и на Кавказе.

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы. На тихоокеан­ском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические ста­туи в несколько метров высотой. Самые большие мен­гиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохра­нились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре верти­кальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умер­шего предка. Для «общения» ее с окружающим ми­ром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия.

Средние размеры дольменов в плане составляют 2х3 м, их высота достигает двух метров. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диа­метре. По кругу они перекрыты каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Самый известный кромлех — Стоунхендж (Солсбери, Велико­британия), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков, в 1900-1600 гг. до н. э.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

Культура древних обществ (до Vв. н.э.) может быть представлена достижениями многих народов. Древние восточные славяне, сибирские, африканские, австралийские, североамериканские, европей­ские и другие народы внесли уникальный вклад в становление земной цивилизации, начальные стадии и целые эпохи мировой истории.

Студентам предстоит самостоятельно изучить темы: культура Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Месопота­мии, Мезоамерики.