logo
Творчество Андрея Рублева

Троица

Икона Троицы Ветхозаветной (около 1411 или 1425-1427, Государственная Третьяковская галерея, Москва), стоявшая до 1918 в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, занимает особое место не только в творчестве Андрея Рублева, но и во всей древнерусской иконописи.

Темой иконы стало ветхозаветное сказание о гостеприимстве праотца Авраама- приеме и угощении им трех странников, пришедших возвестить Аврааму и его жене Сарре о рождении сына Исаака.

Рублевская икона представляет собой новый образ хорошо знакомого сюжета. Икона лишена обычных повествовательных деталей: нет Авраама и Сарры, их жилище и Мамврийский дуб, под которым совершалась трапеза, убраны на задний план и почти не бросаются в глаза. Все поле средника занято тремя фигурами Ангелов-странников, спокойно и безмолвно сидящих вокруг стола с угощением. Их позы, движения, взгляда становятся предметом драматического действия иконы, объектом вдумчивого созерцания и высокой богословской рефлексии. Троичность Божества, единого по природе, но по множественного в Лицах - ипостасях, никогда еще не раскрывалась столь убедительно средствами искусства.

Созданный Рублевым мир полон неявного, подспудного драматизма, но к человеку он обращен в первую очередь своей гармоничной, светлой стороной, зовущей к любви и согласию, духовному и телесному совершенству единомышленников.

В настоящее время Троица Андрея Рублева- общенародное достояние, хранимое в одном из лучших музеев страны- Государственной Третьяковской галерее. Но раз в год на троицын день ее переносят в музейную церковь Святителя Николая в Толмачах, где икона, участвуя в праздничном богослужении, вновь становится доступной для поклонения в освященном пространстве храма.