logo
Творчество Шекспира

II.Жизнь и творчество В. Шекспира

Шекспир был коренным жителем графства Варвик .Предки его обживали Варвикшир с давних пор. По всему краю прослеживаются их фамильные связи и среди простых землепашцев, и среди ремесленников, и в дворянских семействах. Дед Шекспира по отцу был арендатором у деда с материнской стороны,-- семья переживала подъем, зная и полосы неудач. Ко времени появления на свет Вильяма Шекспира в апреле 1564 г. его отец занимал как ремесленник и торговец видное положение в Стрэтфорде-на-Эвоне. По материнской линии предками были мелкие сельские дворяне, воль-ные землепашцы и воины, йомены В людях своей среды Шекспир видел опору нации, о чем говорят немногочисленные, од-нако многозначительные характеристики йоме-нов как олицетворения надежности, стойкости и мужества

Однако Шекспир шел в ногу с эпохой откры-вавшихся горизонтов. Укрепление националь-ного единства и мирового влияния англичан, формирование Великобритании, первые владе-ния в Новом Свете -- все это отражалось в творчестве Шекспира. Мировые масштабы поли-тики и хозяйствования делали для незаурядных людей тесным по-своему устроенный и поэтич-ный, но провинциальный Стрэтфорд. На поиски удачи стрэтфордская молодежь уходила в Лондон. На дорогу, протоптанную земляками, молодой Шекспир встал вместе со своим млад-шим братом Эдмундом, который также стал ак-тером, но рано умер (от чумы) и был похоронен в Лондоне. На фоне многих стрэтфордских судеб, выясненных исследователями, предприятие братьев Вильяма и Эдмунда Шекспиров выглядит типичным.

О жизни Шекспира во второй половине 1580-х годов, когда он только обосновался в столице, сохранились лишь предания. Документальные данные представляют Шекспира уже сложившейся литературной фигурой, заме-ченной благожелателями и завистниками. Но если учесть, что первыми издателями поэм и постановщиками пьес Шекспира в Лондоне бы-ли его земляки-стрэтфордцы, то этим до извест-ной степени можно объяснить быстрый подъем одаренного молодого человека.

Гениальное дарование развила и оформила вся атмосфера, насыщенная новшествами и густо населенная талантами. Если в местной грамматической школе он получил основы знаний по латыни, литературе, истории, то лондонская культурная жизнь давала ему готовые результаты плодотворной и энергичной духовной деятельности блистательного поколе-ния поэтов, драматургов, мыслителей.

Шекспир вышел из народа, выражая мощь целой нации. Основное свойство его творче-ства, его мировоззрения -- масштабность. На фоне литературы его времени, очень богатой, охватившей противоречивость и пестроту бур-ной эпохи, отразившей конфликты между самыми разными социальными, культурными и клерикальными силами, позиция Шекспира вы-глядит достойным соответствием символу его театра -- Геркулес с земным шаром на пле-чах. Смелость мысли, широта дерзаний -- это так-же в духе времени.

Своих персонажей Шекспир поселил соот-ветственно в своем лесу, названном по имени матери -- Мэри Арден, имя, которое было унаследовано от тех мест, где жили шекспировские деды. Подобных локальных реалий у Шекспи-ра множество -- имена, названия, местные ре-чения, со стороны непонятные и не известные, но важные для него.

Какими бы величественными ни выглядели центральные герои Шекспира, они меньше по масштабу взгляда, их оценивающего, шекспи-ровского.

Особая шкала оценок -- этим определяется собственно шекспировский взгляд. Высота этого взгляда достигается не принижением персонажа, а обилием оттенков в его поведении и психологии, таким обилием, что оно намного превышает самооценку героя, даже если он и занят углубленной интроспекцией. Точно так же Шекспир не только наследовал, но и пере-работал свободу, подвижность народного те-атра.

Шекспир поднялся до положения признан-ного драматурга и хозяина театра. Около десяти лет (1590--1599) он провел в труппе своего земляка Джеймса Бербеджа, антрепренера, а затем вместе с сыном его, выдающимся траги-ком Ричардом Бербеджем, построил и возгла-вил театр «Глобус», с которым у Шекспира оказалось связанным наиболее напряженное время деятельности (1599--1613).

Напряжение было многосторонним, опреде-лялось оно причинами личными и общественны-ми. Сменилось государственное правление и вместе с этим -- обстановка в стране. Наряду с творческими достижениями и практическими приобретениями (театр, титул, дом, земля) Шекспир нес груз тяжелых утрат -- смерть сына (1596), отца, матери, братьев. Завер-шение творческой деятельности Шекспира бы-ло озарено заревом пожара -- во время пред-ставления шекспировской пьесы загорелся и погиб «Глобус». После пожара «Глобус» был вскоре восстановлен. Кроме того, еще прежде шекспировская труппа приобрела дополнитель-ное театральное здание «Блэкфрайерс», своего рода филиал для спектаклей в зимнее время. После этого Шекспир вернулся в Стрэтфорд, хотя продолжал поддерживать связи с Лондо-ном, с театральными друзьями.

На пятьдесят третьем году жизни, по преда-нию, от «лихорадки» гота «горячки» Шек-спир скончался почти что в день своего рожде-ния (дата смерти точна -- 23 апреля) и похоро-нен там, где когда-то был крещен, в церкви Троицы. Бербедж не на много пережил друга и соратника, но Геминдж и Конделл при сотруд-ничестве Бена Джонсона, а также еще ряда лиц, выпустили Собрание шекспировских пьес с указанием на титуле «по авторским рукопи-сям» (1623). В том же году скончалась жена Шекспира, похороненная рядом с ним, и тогда же возле гробницы Шекспира, в нише церков-ной стены, воздвигли деревянный бюст.

Yandex.RTB R-A-252273-3