1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры
70-е годы XX века -- дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:
1. экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);
2. в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.
Рубеж 80-х -- 90-х годов -- поиск новых экономических механизмов в культуре.
С начала 90-х годов-- развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.
В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.
Специфика экономических отношений в культуре:
выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;
результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.
Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Культурные ценности -- нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага -- условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.
Создателями культурных благ выступают:
так называемые "свободные художники", физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;
институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица).
Организации культуры как основной производитель культурных благ.
Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры:
потребители (индивидуальные и организованные);
учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица);
властные структуры (за исключением учредителей -- уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и пр.;
спонсоры и благотворители;
другие организации.
Инфраструктура культурной деятельности -- взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.
Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.
- Раздел 1. Экономика культуры
- Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений
- 1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры
- 1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры
- 1.1.3 Предмет и метод экономики культуры
- Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства
- 1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве
- 1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство"
- 1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры
- 1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе
- Тема 1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
- 1.3.1 Общее понятие ресурсов
- 1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности
- Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры
- 1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры
- 1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры
- 1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры
- 1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры
- 1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры
- Тема 1.5. Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование
- 1.5.1 Понятие и виды финансирования
- 1.5.2 Финансирование организаций культуры
- Менеджмент социально – культурной сферы
- 2. Арт-менеджмент в социально-культурной сфере.
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Социально-культурная сфера как отрасль экономики
- Влияние социально-культурной сферы на экономику
- Основы менеджмента. Теория и практика социокультурного менеджмента. Экономика социально-культурной сферы. Проектирование социально-культурных процессов
- 42. Специфика, технологии, функции менеджмента в социально-культурной сфере.
- 3.4. Раздел: «Менеджмент в социально-культурной сфере и туризме»
- 1.5.3. Особенности менеджмента и маркетинга в организациях социально-культурной сферы