logo
Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры

70-е годы XX века -- дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:

1. экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

2. в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.

Рубеж 80-х -- 90-х годов -- поиск новых экономических механизмов в культуре.

С начала 90-х годов-- развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.

Специфика экономических отношений в культуре:

выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;

результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.

Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Культурные ценности -- нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага -- условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.

Создателями культурных благ выступают:

так называемые "свободные художники", физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;

институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица).

Организации культуры как основной производитель культурных благ.

Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры:

потребители (индивидуальные и организованные);

учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица);

властные структуры (за исключением учредителей -- уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и пр.;

спонсоры и благотворители;

другие организации.

Инфраструктура культурной деятельности -- взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.