logo
Актуальные проблемы организации социально-культурной деятельности в условиях клуба сельской местности (на примере РДК д. 2-я Пристань Мариинского района)

1.2 Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях

Как мы уже отметили в п.1.1 нашего исследования, социальные условия жизни села отстают от условий жизни в городе, и это отличие выступает в качестве основной причины многих противоречий в психологии сельских жителей. До настоящего времени в психологии деревенских жителей сохранились устойчивые образования, выработанные в условиях частнособственнических отношений. К ним относятся старые обычаи, традиции и привычки, среди которых имеются положительные и отрицательные. К числу положительных устойчивых образований личности сельского жителя можно отнести трудолюбие, отзывчивость, простоту, скромность и непритязательность.

Отставание села от города по условиям культуры и быта порождает комплекс противоречивых социально-психологических явлений. Старшее поколение лишь незначительно реагирует на существенные различия в культурно-бытовых условиях между городом и деревней, тогда как сельская молодежь, особенно ее образованная часть, отчетливо проявляет неудовлетворенность таким положением.

Существует несколько форм организации социально-культурной деятельности в селе в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Кино - промежуточный вид искусства, доступный большинству почитателей как «высокого», так и «массового искусства». На сегодняшний день интерес к данному виду искусства обострился вновь, ходить в кино становится у молодежи все более модным.

Чальцева И., проведя исследование, сделала множество выводов о современных направлениях организации досуга сельского жителя [36, с. 138]. Так, она отметила, что посещение дискотек - своеобразная отличительная карточка молодежи в возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие - это свойственно подросткам старше 15 лет, особенно в период студенчества.

Занятия спортом в свободное время являются одним их основных способов проведения досуга, и в большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.

Проводить свободное время, гуляя с друзьями, больше нравится городским жителям. В большинстве случаев предпочитают проводить время с друзьями на улице.

Туризм и отдых на природе предпочитают 31,2% молодых людей, это третий по популярности вид отдыха у молодежи.

За чтением газет и журналов проводят свой досуг 20,1% опрошенных, в большинстве случаев это старшая группа подростков в возрасте 15-18 лет.

Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Если 10 лет назад его в большинстве случаев заменяли игровые приставки, то с годами все более совершенные модели компьютеров с мультимедийными возможностями становятся мечтой детей и подростков. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте [36, с. 138].

На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.

С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с материальным обеспечением молодежи.

Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, который связан с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии [36, с. 139].

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

К формам СКД на селе можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День села, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Популярны митинги и их разновидности - митинги-концерты, митинги-вечера в праздничные дни и др. В настоящее время учреждения культуры села стремятся организовывать эту форму работы, акцентируя внимание на жизненно важных проблемах сельчан, подбирают ораторов, отличающихся красноречием, логикой изложения, эмоциональностью.

Имеют место и такие формы социально-культурной деятельности, как клубные вечера, на которые приглашаются специалисты, новаторы производства,, широко использующие документальный, фактический материал с художественной интерпретацией событий и фактов, научно-техническую мысль, новые идеи, призваны развивать инициативу, активную жизненную позицию, реализовать потенциальные возможности личности.

В связи с вышеизложенным, считаем, что возникает необходимость активное и широкое использование (в условиях практически отсутствия на селе культурно-досуговых учреждений) потенциала традиций общинной жизни, народной культуры, сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов для вовлечения членов каждой сельской семьи в общественно значимую культурнотворческую деятельность с целью организации досуга, обогащения педагогического опыта сельских родителей, повышения культуры межличностных отношений, оздоровления и одухотворения окружающей среды, формирования у сельского населения социально значимых ценностных ориентаций, повышения ответственности за ее благополучие.

Возросший интерес к национальной культуре - яркая примета нашего времени. Актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Поэтому, в сельском социуме, на наш взгляд, необходима организация таких форм социально-культурной деятельности, которые будут способствовать межпоколенной трансляции традиционной культуры, называемой условно «фольклорной моделью обучения», суть которой заключается в проживании народных традиций, обычаев, обрядов, праздников.

Выводы по 1 главе

Социально-культурная деятельность - это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Наиболее актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России во многом связаны с экономической нестабильностью, среди которых - рост безработицы, преступности, алкоголизации населения, наркомании, инвалидности, семейный кризис, социальное сиротство, снижение рождаемости, низкий уровень жизни.

Для решения указанных проблем на современном этапе необходимы новые методы и подходы в организации социально-культурной деятельности.

Основной целью современной модели социально-культурной деятельности является повышение благосостояния населения, создание эффективной системы социальной поддержки населения, которые позволят развивать и сохранять социально - политическую стабильность в обществе.

Сельские учреждения культуры - это совокупность различных типов и видов учреждений культуры, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу.

Сельское учреждение культуры играет роль селообразующего фактора, обладает большими возможностями в развитии народной культуры, что определяет ее культурообразующую функцию.

Проблемы современных сельских учреждений культуры: устаревшая материально-техническая база; слабое кадровое обеспечение; недостаточный уровень финансовой обеспеченности; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств; низкое качество образования.