Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности (на примере РДК д. 2-я Пристань Мариинского района)
2.1 Д.2-я Пристань Мариинского района как досуговое пространство
Примстань 2-я -- деревня в Мариинском районе Кемеровской области. Является административным центром Кийского сельского поселения.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в деревне Пристань 2-я проживает 994 человека (488 мужчин, 506 женщин).
В д.2-я Пристань Мариинского района функционируют: Районный Дом культуры»; Детско-юношеская спортивная школа»; Администрация сельского поселения д. 2-я Пристань; 2-я Пристанская средняя общеобразовательная школа; Услуги, предоставляемые межпоселенческим Домом культуры д. 2-я Пристань», представлены в Приложении 2.
К клубным формированиям ДК относятся:
? коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;
? любительские объединения и клубы по интересам;
? другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно - досугового учреждения.
Клубное формирование в рамках своей деятельности:
? организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);
? проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, и т.п.);
? участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;
? использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;
? принимает участие в муниципальных, фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.
Примерные минимальные нормативы результативности деятельности творческих коллективов предусматривают результат творческого сезона и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование жанра творческого коллектива |
Показатели результативности |
|
Хоровой, вокальный |
Концертная программа из 1 отделения; 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива; ежегодное обновление не менее 1/3 части текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|
Инструментальный |
Концертная программа из 2-х отделений; 8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление половины текущего репертуара; выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал |
|
Хореографический |
Концертная программа из 2-х отделений; 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление четверти текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|
Театральный |
1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|
Декоративно-прикладного искусства |
2 выставки в год |
Проблема развития общественно-культурной жизни волнует жителей не первый год и является одним из главных вопросов. Неудивительно, что люди забили тревогу. Культура - это не только песни и пляски в стенах сельского клуба, это широкий спектр отношений в обществе, касающихся образования, воспитания и художественного развития граждан.
Социальный слой культурной среды села - это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.
В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.
Рассмотрим далее состояние социально-культурной деятельности в РДК д. 2-я Пристань
2.2 Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань Мариинского муниципального района качеством организации социально-культурной деятельности
Основными направлениями в работе по организации досуга жителей являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.
Важным направлением в работе Районного Дома культуры д. 2-я Пристань Мариинского района является работа с детьми и молодежью, путем организации культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению, вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий: Новый год, Коляды, Масленица, 8 Марта, праздник Деревни, отчётные концерты.
Хочется отметить, что дети и молодежь являются активными посетителями Дома культуры. Они участвуют в творческой деятельности ДК, охотно посещают занятия в кружках, участвуют в районных акциях и конкурсах.
Для изучения работы РДК д. 2-я Пристань Мариинского района по организации досуга, мною было проведено анкетирование и беседа с посетителями.
В опросе участвовало 23 респондента - это посетители кружков РДК д. 2-я Пристань, пожелавшие принять участие в исследовании. Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы посетителей, какие кружки они предпочитают посещать, как организуют своё свободное время. Также в анкете респонденты могли указать, какие кружки они хотели бы посещать.
Анкетирование позволяет определить специфику деятельности РДК по организации досуга детей и молодежи и уровень занятости, а также выявить основные формы организации досуга (Приложение 3).
В опросе приняли участие 23 человека, из них 11юношей (47,8%) и 12 девушек (52,2%), в возрасте от 13 до 18 лет.
Досуговая деятельность в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых людей, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации их способностей, увлечений и интересов.
Самым предпочитаемым времяпровождением является просмотр ТV и компьютера (35%), занятие спортом и физкультурой (17%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы - (10%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (7%) помощь родителям (рис. 1).
1. Предпочитаемые виды времяпрепровождения
Из результатов, можно сказать, что большинство опрашиваемых недостаточно могут реализовать свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне села, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить.
Приоритетными формами в организации досуга, опрашиваемые выбрали мероприятия развлекательного характера (дискотеки, Новогодние утренники), патриотической направленности (концертные программа на выборы в местные Советы Депутатов, 9 Мая).
Респондентам был задан вопрос, «Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в РДК д. 2-я Пристань 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках в зимний период, 8% -- организовать бесплатные клубы по интересам, 4% -- обучению бальным танцам, театр и т.д. (рис. 2).
Рис. 2 Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района
В ходе беседы с опрашиваемыми респондентам хотелось, чтобы все мероприятия проводились с учётом их мнения и запросов, а не по однотипному планированию, им хотелось разнообразия в формах, содержательного насыщения. Также опрашиваемые были не довольны деятельностью сельской библиотеки, так как в ней не проводятся различные мероприятия и на базе не создаются гостиные и клубные объединения.
И, наконец, я попросила опрашиваемых респондентов указать предпочтения в проведении досуга. Результаты занесены в табл. 1.
Таблица № 1 Предпочтения по проведению досуга
Виды досуга |
Доля опрошенных |
||
Дома |
Чтение книг, журналов |
54,0 |
|
Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет |
77,6 |
||
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) |
10,5 |
||
Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) |
11,1 |
||
Сочинение (стихи, проза) |
9,7 |
||
Компьютер (игры) |
39,7 |
||
Компьютер (программирование, отладка) |
19,4 |
||
Спорт, здоровый образ жизни |
44,2 |
||
Уход за домашними животными |
28,2 |
||
Общение с друзьями |
73,6 |
||
Другое |
2,8 |
||
Затруднились ответить |
1,2 |
||
Вне дома |
Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) |
9,1 |
|
Спортивные секции |
27,4 |
||
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно |
33,1 |
||
Курсы иностранных языков |
19,6 |
||
Секции и кружки технического творчества |
1,2 |
||
Секции и кружки народных промыслов |
0,8 |
||
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |
14,7 |
||
Факультативы при учебных заведениях |
6,5 |
||
Посещение библиотеки, читальных залов |
14,5 |
||
Посещение кинотеатров |
30,0 |
||
Посещение театров |
32,3 |
||
Дискотеки |
57,3 |
||
Посещение кафе-баров |
40,9 |
||
Дача, приусадебное хозяйство |
24,2 |
||
Массовые праздники, гулянья |
37,1 |
||
Профессиональная ассоциация |
3,6 |
||
Политические объединения |
2,4 |
||
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения |
46,4 |
||
Другое |
2,6 |
||
Затруднились ответить |
2 |
Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего, добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.
Можно выделить наиболее привлекательные для опрашиваемых формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что опрашиваемые не совсем довольны проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков.
2.3 Рекомендации по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района
На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени посетителей РДК д. 2-я Пристань.
- открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей и молодежи;
- основу развития молодёжного движения в поселке должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.
- развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.
- организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;
- расширять возможности для привлечения населения поселка к участию в культурной жизни, художественной самодеятельности;
- стимулировать развитие народных промыслов, возрождение национальных обрядов, традиций, праздников;
- улучшать физкультурно-массовую и спортивную работу среди населения, пропаганду здорового образа жизни.
Также предлагаем решить следующие задачи:
- Повышение специальности квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений, руководителей любительских коллективов;
- Оказание методической и практической помощи культурно - досуговым учреждениям района. У сельских клубов почти нет возможности приобрести методическую литературу. В практической помощи нуждаются «малые» клубы, в которых работают не специалисты по организации и проведению мероприятий, по организации любительских коллективов и их документации. Руководители же коллективов любительского творчества нуждаются в практической помощи специалистов по различным видам народного творчества, по подбору репертуара. Ведь «взгляд со стороны» и замечания специалистов дают большой толчок для дальнейшего развития коллектива;
- Содействие возрождению и развитию национальных культур народов, компактно проживающих на территории района, развитию традиционных видов народного творчества;
- Включение культурно - досуговых учреждений поселка социально - значимую проектировочную деятельность, нацеленную на становление активной гражданской позиции населения.
Выводы
Основными направлениями в работе по организации досуга жителей д. 2-я Пристань Мариинского района являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.
Важным направлением в работе Дома культуры д. 2-я Пристань Мариинского района является работа с детьми и молодежью, путем организации культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению, вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий.
Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Основными направлениями в работе с молодежью должны стать мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы - смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы исследования организации социально-культурной деятельности в сельской местности
- 1.1 Сущность понятия социально-культурная деятельность
- 1.2 Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях
- Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности (на примере РДК д. 2-я Пристань Мариинского района)
- Заключение
- 1.1 Сельская местность как объект муниципального управления. Система управления в сельской местности
- 2.1 Деятельность Муниципального бюджетного учреждения «Сельский Дом культуры посёлка Циммермановка», как комплексное явление: значение стратегий руководства
- Анализ структуры и содержания деятельности рдк в современных условиях
- Глава 2 особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности……… ……………………………………………...………………15
- 19.5. Муниципальная социальная политика в сельской местности
- Социальная ситуация в районе
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- § 25. Организация социально-культурной деятельности в государственных, отраслевых, муниципальных учреждениях культуры и общественных организациях.
- Социальная инфраструктура сельских поселений