logo
Александр Розенбаум

Студия звукозаписи Александра Розенбаума.

(по материалам журнала "Русский шансон", № 1, а также выступлений А. Розенбаума)

Практически все альбомы Александра Розенбаума записаны на петербургской студии "Ночное такси" Александра Фрумина. Эта студия была создана в 1994 году, по сути, "под Розенбаума" и стала для певца вторым домом.

А.Фрумин - питерец, родился 6 октября 1966 года. Окончил ленинградский издательско-полиграфический техникум, а затем, перебравшись в Москву, столичный полиграфический институт. Работал в типографии имени Ивана Федорова заместителем генерального директора по издательским вопросам. Был генеральным директором петербургского отделения "Радио Рокс", а затем

"Русского радио".

История "Ночного такси" восходит к 1987 году, когда 21-летний ленинградский коллекционер Саша Фрумин со товарищи открыли сначала кооперативную студию "Корпус", а затем - "Мегамикс". В то время вместе с Фруминым были звукорежиссер Вячеслав Распопов, продюсер Виктор Грицаенко, которые и по сей день - в команде "ночных таксистов".

Первый магнитофонный альбом - барда Антона Духовского - они записали в октябре 1989 года.

Однако до 1994 года продукция выходила лишь в "магнитиздате", так как частная издательская аудиодеятельность была в России запрещена. Когда же рухнули последние барьеры, студия "Ночное такси" оказалась вполне готова работать по законам мирового музыкального бизнеса.

Дебютным Си-Ди-релизом с маркировкой "Русский шансон - архив" стал двойной компакт-диск одесских песен Аркадия Северного с ансамблем "Четыре брата и лопата", выпущенный в 1994-м (спустя 20 лет после записи).

А уже следующим компакт-диском стал эпохальный альбом А.Розенбаума и "Братьев Жемчужных" - ноябрьский концерт 1983 года. После этого музыканты многие годы не собирались вместе. Николай Резанов перебивался случайными заработками, и только в 1992 году "Жемчужные" вновь встретились в студии.

В ноябре 1994 года Фрумин смог материализовать мечту свою и многих меломанов: Розенбаум вместе с возрожденными "Жемчужными" дали первый совместный концерт на сцене двухтысячного питерского Дворца культуры имени Горького. Никогда раньше Розенбаум и "Братья" не играли вместе на сцене (только - на записи). И вот это свершилось 11 лет спустя. Совместное выступление состоялось на презентации нового компакт-диска Розенбаума "Вялотекущая шизофрения". Во втором отделении Розенбаум и "Жемчужные" сыграли вместе - фактически с листа, практически не репетируя. И, несмотря на некоторые технические огрехи, выступление получилось великолепным.

По свидетельству очевидцев, тогда дуэт Розенбаум - "Жемчужные" звучал несколько иначе, чем на классической пленке: это было выступление зрелых музыкантов, людей мудрых, невероятно ироничных и добродушных…

Альбом Розенбаума "Вялотекущая шизофрения" стал первым неархивным компакт-диском студии "Ночное такси", записанным еще на двухканальном, хотя и цифровом магнитофоне. С тех пор Александр Яковлевич записывает свои новые Си-Ди только на "Ночном такси" (уже на 24-канальный магнитофон).

Появление такой авторской студии, как "Ночное такси", помогло обрести второе дыхание уникальным питерским музыкантам Николаю Резанову и Виктору Смирнову. В 1994 году они стали штатными студийными инструменталистами и аранжировщиками, получили возможность творить сколь душе угодно, получая за свой труд достойные оклады и гонорары. В качестве саунд-продюсера студии выступает не один человек, а трое - Виктор Смирнов (он "мозг и руки"), Вячеслав Распопов (первая запись и сведение), Александр Фрумин (файн-микс, то есть последнее сведение и обработка голоса). Цифровым мастерингом занят главный инженер студии Андрей Трякалов.

Розенбаум проводит в студии звукозаписи практически все свободное от гастролей время. Именно здесь он наглядно демонстрирует, что быть поэтом, музыкантом, исполнителем - не только творчество, но и тяжелый труд.

Процесс там идет безостановочный: как только завершается работа над одним диском - начинается запись следующего.

А.Розенбаум: "Сочинительство - да, это вдохновение, это муки и прочая красота. Но для того чтобы донести это к слушателю, нужно трудиться на студии…

…Я очень боюсь, что у меня может отказать когда-нибудь голова, и я не смогу больше писать. Это творческий страх, я думаю, он многим пишущим людям известен. Я не боюсь того, что у меня отвалится рука. Я и одной с рукой сыграю, зубами, например. А вот если голова перестает думать, рифмовать и писать музыку… Мне действительно страшно об этом думать, потому что это моя жизнь. Поэтому трудиться постоянно нужно, работать тяжело нужно…".