logo
Декоративная живопись

1.3 Применение декоративной живописи

Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи.

Использование элементов декоративно-монументального искусства в архитектуре индустриальных жилых домов пока еще ограничено.

В ряде районов (Мустамяэ в Таллине, Дегунино в Москве, Воскресенская слободка в Киеве, Краснодарские Черемушки) встречаются отдельные примеры применения настенной росписи на торцах пятиэтажных домов. Большинство росписей, громко называемых синтезом искусства, к сожалению, неудачны. Многие из них несут на себе печать убогого натурализма и поэтому просто антихудожественны. Как правило, все они не масштабны. Они не сливаются органически с плоскостью стены, их тематика и стиль мало связаны с характером архитектуры жилого дома. Поэтому в большинстве случаев они чужды композиции дома и производят впечатление временных рекламных щитов, наклеенных на торцы. По существу они используются как элемент узнаваемости дома.

Изредка встречающиеся орнаментальные росписи лучше связаны со стеной и в меньшей степени вступают в противоречие с архитектурой дома. Заслуживает внимания использование элементов народного орнамента на стенах некоторых крупнопанельных домов в Мустамяэ. Этот пример свидетельствует о том, что использование народного искусства в архитектуре индустриальных домов может дать плодотворный результат. Декоративно-орнаментальная живопись может найти применение в крупнопанельном строительстве в той же (если не в большей) степени, что и тематическая живопись. Представляется, что сюжетная и орнаментальная живопись могла бы быть размещена не только на свободных плоскостях торцов. Столь же уместно было бы ее использовать у входов в дома для создания композиционного перехода от крупного масштаба наружных пространств к более мелкому масштабу интерьера.

Широкое, творческое применение средств декоративно-монументального искусства обогатило бы архитектуру типовых домов, придало бы ей новые художественные качества. Уникальность произведений искусства, выполненных руками художников, уменьшает отрицательное влияние на эстетическое восприятие повторности одинаковых элементов современных сборных домов. Как отмечал архитектор А. Буров, «Неповторимое необходимо, чтобы рядом с ним ожило повторимое».

Учитывая важность проблемы применения цвета и средств декоративно-монументального искусства в массовом строительстве, необходимо, чтобы окончательное решение цветовой композиции принадлежало тем, кто применяет типовой проект в застройке. Только в этом случае композиция отдельного дома гармонично увяжется с общим идейным замыслом и колоритом ансамбля и внесет в него известную степень разнообразия.