logo
Декоративная живопись

2.1 Особенности построение композиции в декоративной живописи

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объёма, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которую играют очень важную роль.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

3. Сосредоточения внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

4. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

2.2 Основные этапы работы над тематической постановкой «Мода»

Приступая к постановки натюрморта, необходимо, прежде всего, подумать о композиции работы. Важно выбрать соответствующую точку зрения, с которой постановка раскроется наиболее полно и интересно.

Для натюрморта нам понадобились следующие предметы соответствующие теме постановки «Мода»: картина, манекен с юбкой, декоративное ожерелье, флаконы духов с коробками и большой альбом с бантом.

Этапы работы над декоративным натюрмортом:

- эскизный поиск;

- зарисовка предметов на выбранную тему;

- подготовка планшета к работе;

- стилизация постановки;

- выбор цветового решение декоративной композиции

- выполнение постановки

В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин.

Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями, уделяется внимание правильному построению предметов по законам перспективы.

Третий этап связан с подготовкой планшета для последующей работы над постановкой.

Четвёртый этап связан со стилизацией натюрморта. Основными чертами возникающими в процессе стилизации, являются - простота форм, их обобщенность, символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Пятый этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание.

Шестой этап должен быть направлен на установление целостности изображения.

Построение обязательно начинается с обобщенной формы всей группы, с определения ее масштаба и места по отношению к размерам листа бумаги, т.е. с композиционного расположения. При этом надо исходить из целостного восприятия всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций предметов и их взаимного расположения. Так, ближний к нам предмет на рисунке располагается ниже. Чем дальше предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше. Сравниваем размеры всех предметов по высоте и ширине. По возможности находим точки схода параллельных линий и переходим к точному построению перспективы каждого предмета. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, сейчас же намечается положение другого.

Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они видны. Правильно взятое отношение тона фона к тону предметов способствует передаче пространства и материальности предметов.

Стилизация постановки.

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.

Стиль - это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера - это особенные черты творческого процесса, а стиль - это, конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.

С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связанно понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности и привнесение в их отображение элементов новизны.

Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

Декоративная композиция - композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются - простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

В декоративной постановки «Мода» трансформируем такие объекты как, манекен с юбкой и интерьер. Формы, приближенные к геометрическим еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые - округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам).

В одном из случаев - стилизации манекена проходит в следующей последовательности:

· реальное изображение манекена;

· отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур маникена), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована реальная форма манекена, насколько отличается она от реальной;

· в полученное изображение добавляются главные детали, выполненные в необходимой манере и технике - складки на юбке, делающие изображение узнаваемым;

· окрашенный контур юбки со складками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного манекена с юбкой.

В другом - стилизация изображения интерьера, проходит по более сложному детализированному пути:

· выполняем реалистичный рисунок интерьера с максимально возможным количеством деталей: форма штор, фактура обоев;

· реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние», убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму штор;

· далее отдельные узнаваемые части изображения (обои, шторы) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа;

· как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры обоев.

Выбор цветового решение декоративной постановки.

Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава) очень важно. Мода всегда ассоциировалась как нечто яркое и запоминающиеся, поэтому по цветовому решению композиции были выбраны оттенки красного, оранжевого и фиолетового.

Был необходим поиск цветотоновых «растяжек» в пределах найденных основных отношений, а также цветовая лепка объемной формы отдельных предметов. Падающий рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов холодный оттенок цвета, а теневым - теплый.

При работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать «общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом разной силы освещения. Чтобы передать состояние разной освещенности (утром, днем, вечером или в серый день), при построении цветового строя этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры. В одних случаях художник строит отношение в пониженной гамме светлот и силы цвета (серый день, темное помещение), в других - светлыми и яркими красками, например, солнечный день.

Как подчеркивают многие педагоги-художники, в живописи, как и в рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передачи пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов.

Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю - более яркий, а задний - более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно; поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем дальше они расположены от глаз наблюдателя - тем бесцветнее и неопределеннее их контуры; чем неопределённее противоположность света и тени - тем слабее воздушная перспектива. Этот эффект наиболее ярко выражен в натюрморте.

2.3 Выполнение работы

Для выполнения работы нам потребуется несколько материалов и инструментов:

· Ватман

· Планшет

· Карандаш

· Ластик

· Гуашь

· Кисти

· Палитра

· Емкость с водой

Подготовка гуаши к работе.

Перед началом работы нужно тщательно перемешать гуашь до однородной консистенции, взять необходимое количество краски на палитру и там уже готовить нужный оттенок. Чтобы подобрать требуемую густоту краски - нам придется поэкспериментировать с количеством добавляемой воды. Если воды слишком много - краска получится очень «жидкая», в ней будет мало пигмента и слой краски при высыхании станет прозрачным. Если воды взять мало, краска будет очень густая, при нанесении на бумагу будет ложиться неравномерно, образуя бугры - неровности как внутри полосы, так и по ее краям. В итоге краска после высыхания пойдет трещинами, может и осыпаться.

Правильным будет подобрать такую «густоту» гуаши, чтобы она при нанесении на бумагу ложилась равномерно, без бугров, при высыхании краски не должен быть виден ниже лежащий слой или, например, карандашный эскиз.

Краска в баночках со временем расслаивается, внизу становится гораздо «гуще», чем наверху, иногда сверху появляется слой жидкости. Такой гуашью рисовать нельзя, так как пигмент в ней распределен неравномерно. Но это легко поправить, достаточно тщательно перемешать краску в баночке по всей ее глубине. Даже если краска засохла, покрылась трещинами - это тоже не беда. Нужно добавить воды, дать краске постоять, пропитаться ей, но обязательно плотно закрыв баночку крышкой.

Предварительно натянув планшет и разработав форэскизы, приступаем, непосредственно, к самой работе. Наносим эскиз на ватман (который натянут на планшет). Рисуя эскиз - не нужно сильно давить на карандаш; бороздки-впадинки, куда будет затекать краска, совсем не нужны. Хотя гуашь и кроющая краска, не стоит все же рисовать эскиз толстыми темными. После нанесения эскиза можно сразу приступать к работе. Предварительно разведя краску, наносим ее равномерным слоем на бумагу. Сначала накладываются основные цвета. Затем нужно дать краске подсохнуть. После прорисовываются детали. Работа может занять различное количество времени. От нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от сложности работы. После выполнения работы мы срезаем бумагу с планшета и оформляем ее в раму.

2.4 Рекомендации для использования декоративной живописи в современном дизайне среды

Сегодня живопись является одним из основных средств с помощью которой можно создать неповторимый, живой и яркий интерьер. Она играет очень важную роль в организации внутреннего пространства помещений и выполняет не только функции украшения, но изменяет зрительное восприятие, обогащает интерьерное пространство и, несомненно, формирует неповторимый стиль. Произведения мастеров живописи в сочетании с другими предметами интерьера служат основой для создания индивидуальных интерьеров различных стилей и направлений.

Выбирая тему и сюжет росписи очень важно определиться, для чего именно она нужна. Если основной задачей стенописи будет трансформация пространства помещения, то лучше всего выбрать перспективную роспись. Если же Вы хотите просто украсить живописными изображениями стены и потолок чтобы придать им больше выразительности, то подойдет абсолютно любой вид настенной живописи: плоскостная, трафаретная или объемная.

В интерьерах, которые созданы по стилевым принципам эпох, будут уместны росписи, имитирующие жанровые сценки или пейзажи, популярные в то время. Например, стиль барокко буквально напрашивается на использование в нем античных руин или итальянских пейзажей. Готический интерьер допускает использование росписей, которые имитируют сводчатые потолки и каменную кладку стен средневековых замков. В интерьерах, стилизованных под модерн, можно использовать реалистичную растительную или декоративную роспись. Допускается также вариант использования в доме тем разных эпох. Например, в гостиной комнате использовать египетские мотивы, а в спальне римские орнаменты или «наскальную» живопись.

Использование настенной живописи в интерьере детских комнат - самый подходящий способ создания особенного мира ребенка, со всеми его фантазиями и любимыми героями. А если объединить росписью потолок, стены и пол, то получится абсолютно неожиданный эффект появления нового пространства. Тематика таких росписей может быть самой различной: от успокаивающих морских или лесных пейзажей до ярких «мультяшных» композиций, которые гарантированно поднимут настроение своему маленькому хозяину.

Выбирая настенную живопись необходимо также помнить и о том, что роспись стен - это долговечное украшение интерьера, поэтому нужно учитывать такие характеристики помещения как общий стиль, цветовая гамма, фактура и пространство.

Продуманная и красивая живопись на стенах может стать доминирующим элементом всего дизайна. Поэтому неудивительно, что на стенах городских квартир все чаще можно увидеть пасторальные деревенские квартиры, античные дворики или улочки, сады или морские пейзажи. Все это позволяет не только зрительно расширить маленькое помещение, но и увеличить его пространство в глубину.

Не менее важным критерием при выборе рисунка является и его масштаб. Он должен быть соизмерим с масштабом самого помещения и с ростом человека. Одновременно с настенной живописью очень актуально и применение визуальных технологий расширения пространства. Например, можно зрительно расширить помещение и поднять потолок, если использовать светлые тона, причем для потолка необходимо выбирать цвет на несколько тонов светлее. Зрительно поднять потолок можно и с помощью декоративных панелей, кессонов и живописных настенных фризов.

Очень многое в настенной живописи зависит от выбора технологии и техники росписи стен. Каждая из них обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при выборе настенной росписи.

Настенная живопись формируя обстановку в доме, касается воображения, оставляя незабываемые ощущения. Можно попытаться самостоятельно на оштукатуренных стенах нарисовать разноцветных птиц, любимые цветы или простенький пейзаж. Обладая определенными навыками и терпением, рано или поздно можно добиться неплохих результатов и ваши стены станут уникальными и эксклюзивными.

Заключение

В данной курсовой работе мы провели исследования на тему «Особенности композиционной разработки декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода». В декоративной живописи композиционная разработка важна и это чётко прослеживается на примере тематической постановки «Мода»

В ходе исследования были решены следующие задачи:

· Изучена история и особенности декоративной живописи;

· Эксплицированы различные техники декоративной живописи;

· Рассмотрены основные принципы построения композиции декоративной постановки;

· Установлены основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода».

Декоративная живопись -- способ изображения реальной действительности путем выявления выразительности средствами колорита и пластическими приемами, связанными с обобщенностью, стилизацией, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от второстепенных подробностей, превращая поверхность картины в цветовое пятно -- символ или знак.

Конечным этапом выполнения данной курсовой работы явились выявленные особенности композиционной разработки в декоративной живописи, использованные для создания тематической постановки «Мода» написанная с учётом этих особенностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данном научном исследовании, выполнены. Работа имеет теоретическую и практическую значимость.

декоративный живопись художественный мода

Список использованных источников

1. Алексеев С. С. О колорите / С. С. Алексеев. - М., 2000. - 322 с.

2. Альберти Л.Б. Три книги о живописи / Л.Б. Альберти. - М., 2002. - 304 с.

3. Бецольд В.Л. Учение о цветах по отношению к искусству и технике / В.Л. Бецольд. - М., «Искусство», 2004. - 204 с.