logo
билеты 3-10г

8.1 Декоративная живопись: особенности образного построения и техники.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Существует пять видов живописи: станковаямонументальнаядекоративнаятеатрально-декоративнаяминиатюрная[1].

Декоративная живопись делится:

 Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.) . Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.) . Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

Примеры монументальной живописи

Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.) . Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, Монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи) . Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок. Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя) .

В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии) . В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке) , более устойчивой в атмосфере современных городов

Театрально-декорационная живопись 

Данный вид используется для грима, бутафорий, украшения костюмов и декораций, помогающих раскрыть сюжет спектакля. Костюмы, грим и декорации выполняются по эскизам художника, который стремится передать стиль эпохи, социальное положение и персональный характер персонажей.- Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/168199/new_iskusstvo-hudojestvennogo-otobrajeniya-deystvitelnosti-vidyi-jivopisi

Декоративная роспись 

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, сграффито, витража (хотя в витраже также используют приемы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII вв. наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Виды росписей в России

Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен особенной технологией росписи, которая заключается в предварительном нанесении на деревянную заготовку аллюминевого порошка, поверх которого выполняют роспись. После этого изделие покрывают олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100—120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.

Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону.

Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный контур рисунка, выполненного тушью.

Гжельская керамика. Название промысла связано райо­ном Подмосковья, где уже более 8 столетий делается гончарную посуду, черепицу, израз­цы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне золотые отводки

Орнамент в картинах

Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов.

В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора.

Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта «Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

.2 Понятие о декоративности

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.