logo
билеты 3-10г

Художники, использовавшие технику литографии

Георгий Семенович Верейский (Vereiski Georgi)

Станислав Выспянский (Stanisław Wyspiański)

Сальвадор Дали (Salvador Dalí)

Эжен Делакруа (Eugène Delacroix)

Одо Добровольский (Odo Dobrowolski)

Оноре Домье (Honoré Daumier)

Евгений Адольфович Кибрик

Джон Маклафлин (John Dwyer McLaughlin)

Анри Матисс (Henri Matisse)

Дмитрий Исидорович Митрохин

Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha)

Наполеон Орда (Napoleon Orda)

Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi)

Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg)

Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)

Валентин Александрович Серов

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)

Марк Шагал (Marc Chagall)

Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher)

Иконная литография XIX века

В 1830—1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

В селе Мстёра (Владимирской губернии) в 1858 году появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И. А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 1880-х годов и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства, привели к появлению в 1890—1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам, до зрительного обмана, напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов, на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К1901 годужестяными дешёвыми иконами был наполнен иконный рынок страны. Этому способствовало и угасание иконного промысла. Так, Н. П. Кондраков, посещаяКиев, обратил внимание, что иконописание, дойдя «до грубой мазни», практически не пользовалось спросом.

Неравная борьба с машинными иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя писать все больше дешёвых «подфолежных» и «расхожих» икон. Ради удержания спроса на писаные иконы, появились даже иконы, писанные «под Жако».

Законы рынка постепенно поставили изготовителей печатных икон в жёсткие условия выживания. Рынок фактически заставлял производителей печатной продукции все меньше внимания уделять качеству печатных икон и увеличивать их тиражи. В начале XX века появляются печатные иконы «подокладницы», где кроме ликов и рук святых оставлялись чистые листы бумаги. Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам. Так на одной из литографий, с изображениями святителей, в руках у них были изображены свитки, на которых была размещена реклама печатной продукции.

С возвратом в русское искусство национальных традиций в конце XIX — начале XX веков, в широких слоях интеллигенции проявляется интерес к древней русской иконе. В 1901 году по высочайшему указу императора Николая IIбыл основан «Комитет попечительства о русской иконописи» под руководством графаС. Д. Шереметьева, который ставил перед собой следующие задачи: «Изыскать меры по обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранить в ней плодотворное влияние художественных образов русской старины и византийской древности; содействовать достижению художественного совершенства и установить «деятельные связи» народной живописи с религиозной живописью в России вообще и в церковной живописи в частности». Для достижения этой цели была разработана обширная программа, задачей которой было не только возрождение народного иконописного дела, но и возрождение истинно народного духа, укрепление благочестия и духа нации. Комитет, прежде всего, поставил три главные задачи: 1) запрещение печатных икон; 2) изготовление иконных подлинников; 3) открытие учебных иконописных мастерских.

В начале XX века индустрия печатных икон приобрела неуправляемый характер. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 годазапрещалось печатать иконы при церквях и монастырях. Указом Синода от 1 января 1903 года запрещалось производство икон на жести. Была усилена церковная цензура за качеством выпускаемых печатных икон, что не имело значительных положительных результатов. В1906 годуСвященным Синодом назначена Комиссия во главе с архиепископом Кишинёвским и ХотинскимСерафимом, которая в течение трёх лет собирала информацию о печатных иконах. В мае 1909 года Комиссия был вынужден констатировать, что иконы Жако и Бонакера продолжают успешно наполнять рынок, а все попытки влиять на епархиальные власти не увенчались положительным результатом

Богородица Умиление, Икона (Литография, Ламинированная меаллография)..

Св Николай Угодник, Икона (Литография,Картон 20x24)

Литография, металлография.

Рождество Христово, Икона (Литография,Картон 20x24)

Литография, металлография.

Параметры иконы Икона - Святой Апостол Петр - Святой Апос...

(Деревянный киот, цвет "орех", литография, тиснение, стразы, багет)

Старинная икона богоматерь казанская (литография)