logo
билеты 3-10г

10.3. Ансамбль усадьбы «Архангельское».

Знаменитый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия, о красоте в искусстве античности. Художественный порядок - строгая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи кажутся набросанными мастерской кистью английского ландшафтного архитектора.

Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Обсаженная соснами, березами и елями, она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная здесь колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX в. появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Дворцовый комплекс: Большой дом, два флигеля, колоннады и въездная арка - служат ядром всего ансамбля. Белокаменный портик с фронтоном, гладкие охристо-желтые стены с высокими окнами первого этажа, широкая полоса венчающего здание антаблемента, стройный бельведер делают главный фасад величественным.

Большой дом и террасы парка. Вид с юга

Въездная арка, соединяющая флигели, как замковый камень, поддерживает архитектурное единство Парадного двора. Возведенная вскоре после победы России в войне 1812 г. она подобна триумфальной арке и по своему масштабу более подходит городу, нежели загородной усадьбе. Над архивольтами изображены летящие Славы. Чугунные ворота, ажурный рисунок которых восходят к стилю ампир, выполнены в 1896 г. по проекту архитектора Н.В.Султанова.

Въездная арка Парадного дворца. Вид с Императорской аллеи

Боковые фасады дворца богаче и живописнее: три стоящие близко друг к другу портика и фигуры мраморных львов на сходах в парк подчеркивают пластичность композиции. Парковый фасад рассчитан на восприятие с дальних точек, и зеленые «стены» из старых лиственниц обрамляют эту картину. Центр фасада, акцентированный полуротондой Овального зала, бельведером и флагштоком над ним, становится доминантой ансамбля.

Стремление создать летний органично связанный с природой дом определило внутреннюю планировку дворца. Если из Овального зала - центра композиции Большого дома - бросить взгляд в любой конец анфилады, то в открывающихся перспективах зеленой стеной виднеются деревья парка.

Дворец стоит на низком белокаменном цоколе, и лишь несколько широких ступеней отделяют его от зеленой глади газонов. Каскад террас спускается вниз к Москве-реке. Близость парка ощущается повсюду, а там, где нет прямой зрительной связи с ним, она создается иллюзорно, с помощью настенных росписей.

Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России кон. XVIII - нач. XIX столетий.

Большой дом. Северный фасад

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

Нижняя терраса

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру.

Верхняя терраса парка

Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.

Террасы парка

На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

Подпорная стена Нижней террасы

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам Нижней террасы. По обе стороны от фонтана - мраморные скамьи, за ними - две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку - копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

«Амур, вырезающий лук из палицы Геракла». Нижняя терраса парка.

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Скульптура сопровождает человека, идущего по ступеням: бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории Частей Света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные «египетские» гермы словно охраняют вход в Грот со статуей Венеры Медицейской внутри.

Лестница Подпорной стены Нижней террасы

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».

Флора.Статуя.Италия. Конец XVIII в

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге. Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: величественно и просто обрамляли они гладкие плоскости партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.

Аллея в регулярном парке

Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов), До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены Нижней террасы при Н.Б.Юсупове был превращен в Вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ Оранжерей на холме у Москвы-реки украшали цветочной «школой»: расположенные в южной части сада они подходили для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый Манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.

Боскет регулярного парка

Фонтаны в парке Архангельского не были многочисленными: для их существования требовался большой запас и хороший напор воды. Еще в конце XVIII в. князь Н.А.Голицын выстроил в своем имении гидравлическую машину по проекту и под руководством шведского инженера Ф.Е.Норберга. Н.Б.Юсупов усовершенствовал систему подачи воды, построив паровую машину на речке Горятинке.

Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны украсили лентами розариев, в центре Аполлоновой звездой сходились дорожки к бюсту покровителя Муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды - финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» - монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 г.). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г.Дрегалов выстроил две беседки - «миловиды» (не сохранились, в 1970-е гг. реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период.

В 1827 г. между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

По сохранявшейся с XVIII в. моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь - Диана, Артемида, Гера, Церера... Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. В 1819 г. в западной части регулярного парка по проекту Е.Д.Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И.Козловского. На стене позади фигуры - слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Храм -памятник Екатерине II

В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

Розовый фонтан

Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.

В восточной части парка, близ Нижней террасы, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Бронзовая фигура юноши с угасающим факелом - аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г.Барта, установленная здесь в 1908 году.

К.Г.Барт. "Скорбь", 1905г.

В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, - памятник А.С.Пушкину, Ансамбль Пушкинской аллеи был создан архитектором Н.В.Султановым в эпоху неоклассицизма и органично дополнил образ парадной части усадьбы. На пьедестале памятника - строфы поэта: ....Увижу сей дворец, Где циркуль зодчего, палитра и резец, Ученой прихоти твоей повиновались И, вдохновенные, в волшебстве состязались.

А.С. Пушкин. Мастерская М.Д. Кутырина, 1903г.

1http://antique.totalarch.com/gha_roma/3/6

2http://komane.ru/nuda/hudojestvennaya-kuletura-rannego-srednevekoveya-romanskij-stil/main.html

3http://www.renclassic.ru/Ru/36/664/665

4http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30172

5http://alldayplus.ru/design_art_photo/arch/1033-dom-nad-vodopadom-flrajta-odin-iz-arxitekturnyx-shedevrov-xx-go-veka.html

6http://www.bestreferat.ru/referat-199289.html

7http://antique.totalarch.com/gha_roma/3/6

8 Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.