(Скопировано из 26.2. Основные архитектурные термины эпохи классицизма.)
Классицизм - от латинского «образцовый» - опирается на нормы и образцы античного искусства, ордерная архитектура с 16 по 30-ые годы 19 века – это элементы ордера на фасадах, портиках и тд, фризовое украшение фасадов, колонны или пилястры. И хотя эти элементы уже не являются конструктивными (каким был ордер в античности), то есть не являются несущими, они остаются на уровне декора, своим наличием отсылая нас не только к строительно-архитектурным образам античности, но и к определенной идеологии. Идеология эта – вера в могущество разума. Идея подчинения целому, идеал ясности и порядка, культ разума, в основе эстетического принципа – верность природе, но логически организованной и творчески облагороженной человеком. В этот период сформировалась нормативная этика – искусство соблюдения определенных законов и правил.
Художественные образы классицизма отличаются логичностью и гармоничностью выражения. Дворцово-парковые ансамбли – четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. В живописи (Пуссен, Лорен) линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. В литературе и драматургии – правило 3х единств: времени, места, действия.
Классицизм взаимодействует с другими стилями, т с такими как барокко, рококо и ампир является прямыми родственниками.
Ампир.
Во времена империи во Франции (до 1840 г.) классицизм вырождается в имперский стиль – АМПИР, который прежде всего проявляется в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ампир как стиль высокого классицизма, основан на тех же образцах античной архитектуры, в основном императорского Рима, а также включал элементы древнегреческой архитектуры и орнамента.
Для сооружений характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие, применение в качестве декора изображения воинских атрибутов (триумфальные арки, колонны).
В России (С_Пб) здание Адмиралтейства (арх. Захаров), здание Горного института (арх. Воронихин), здание Главного штаба с Триумфальной аркой (арх. Росси).
Характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне, в сочетании с белым мрамором. Это массивный величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например, Египетские), как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного стиля»).
(Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.)
Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге.
Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании - музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.
Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.
Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.
Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.
Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость. Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений. Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.
Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.
Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма
Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.
Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.
Старый Эрмитаж.
В. И. Баженов (1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.
Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.
А. В. Квасов (1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.
И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.
Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.
Н. А. Львов (1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).
Дом Державина на Фонтанке.
Д. Кваренги (1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул. Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
Здание Академии наук.
А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).
Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.
Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах. Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством. Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.
- Содержание билеты №3-№10
- Экзаменационный билет № 3
- 3.1. Классификация искусств.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры1
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 3.3.Андрей Рублев, «Троица».
- Экзаменационный билет № 4
- 4.1 Пластические искусства и специфика их анализа.
- 4.2 Архитектура раннего средневековья и романское зодчество в западной Европе.
- 4.3 Портрет в России хуш века: Рокотов,Левицкий,Боровиковский3.
- Экзаменационный билет № 5
- 5.1.Типологическая структура пластических искусств: виды, роды, жанры.
- 5.2. Архитектурно-конструктивные и композиционные особенности современного зодчества.
- 5.3.Иван Айвазовский.
- Экзаменационный билет № 6
- 6.1 Живопись как вид искусства. Материалы и техника живописи.
- Техники живописи
- 6.2 Художественная культура Византии: собор Святой Софии в Константинополе6 .
- 6.3 Федор Шехтель: особнякРябушинского.
- Экзаменационный билет № 7 Билет повторяется
- 7.1 Материалы и техника станковой живописи.
- 7.2(Из билета 3.2 )Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры7
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 7.2(Второй вариант ) Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 7.3 Андрей Рублев и московская школа иконописи.
- Экзаменационный билет № 8
- 8.1 Декоративная живопись: особенности образного построения и техники.
- 8.2 Прикладное искусство в собрании Оружейной палаты.
- 8.3 Композиция иконы. Обратная перспектива.
- Мистическая теория
- Версия особенностей зрения
- Учет действия механизма константности формы
- Учёт бинокулярности зрения
- Подвижность точки зрения
- 9.2. Архитектура Древней Руси х-х1 вв.: «София Киевская».
- Литература
- 9.3. Архитектурная композиция зданий и их ансамбли в готической архитектуре – в предыдущих билетах
- (Скопировано из билета 17.2.Готическое искусство Германии. Особенности средневекового искусства) Важное – выделен синим цветом
- (Скопировано из билета 27.2. Особенности готической конструкции).
- Кзаменационный билет № 10
- 10.1. Печатная графика: образные особенности, материалы и техника высокой и глубинной печати. Литография. Пример.
- Примеры.
- Художники, использовавшие технику литографии
- 10.2. Архитектура эпохи Российской империи хуш-первой трети х1х вв. Классицизм и барокко.
- Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
- (Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.) Важное – выделено синим, новое, добавленной - красным
- (Скопировано из 26.2. Основные архитектурные термины эпохи классицизма.)
- 10.3. Ансамбль усадьбы «Архангельское».
- Литография - произведение искусства, выполненное техникой плоской печати