Мистическая теория
Иконы – это не картины, передающие на плоскости зримый мир. В них нет ни обычного пространства, ни событий, подчиняющихся причинно-следственным связям. Чтобы понять иконы, нужно смотреть на них как на изображение мира незримого, духовного, божественного, в котором всё вечно и истинно, не так, как на скоротечной земле. Понимание иконы как мистического посредника между этими мирами, а также принципы и художественные средства создания икон пришли на Русь из Византии вместе с крещением в конце Х века.
Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является обратная перспектива, ведь мы привыкли смотреть на картины глазами европейца, привыкшего к линейной перспективе, именно поэтому изображенное на иконах представляется нам… искажённым, что ли. Неправдоподобным.
Для нас важна достоверность и убедительность изображаемого – ощущение глубины пространства, объёма, взаимного расположения объектов, соотнесение их размеров и т.д. Иными словами, мы привыкли к реалистичной живописи.
Отношение к пространству в иконе совершенно иное. Ведь это духовный мир, он отличен от мира видимого. Процитирую сайт Казанской Епархии:
Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.
Так и произошло. Икона — это окно в сакральный мир, вид на который раздаётся вширь, распахивается, простирается, предметы, соответственно, тоже расширяются при их удалении от зрителя.
- Содержание билеты №3-№10
- Экзаменационный билет № 3
- 3.1. Классификация искусств.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры1
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 3.3.Андрей Рублев, «Троица».
- Экзаменационный билет № 4
- 4.1 Пластические искусства и специфика их анализа.
- 4.2 Архитектура раннего средневековья и романское зодчество в западной Европе.
- 4.3 Портрет в России хуш века: Рокотов,Левицкий,Боровиковский3.
- Экзаменационный билет № 5
- 5.1.Типологическая структура пластических искусств: виды, роды, жанры.
- 5.2. Архитектурно-конструктивные и композиционные особенности современного зодчества.
- 5.3.Иван Айвазовский.
- Экзаменационный билет № 6
- 6.1 Живопись как вид искусства. Материалы и техника живописи.
- Техники живописи
- 6.2 Художественная культура Византии: собор Святой Софии в Константинополе6 .
- 6.3 Федор Шехтель: особнякРябушинского.
- Экзаменационный билет № 7 Билет повторяется
- 7.1 Материалы и техника станковой живописи.
- 7.2(Из билета 3.2 )Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры7
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 7.2(Второй вариант ) Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 7.3 Андрей Рублев и московская школа иконописи.
- Экзаменационный билет № 8
- 8.1 Декоративная живопись: особенности образного построения и техники.
- 8.2 Прикладное искусство в собрании Оружейной палаты.
- 8.3 Композиция иконы. Обратная перспектива.
- Мистическая теория
- Версия особенностей зрения
- Учет действия механизма константности формы
- Учёт бинокулярности зрения
- Подвижность точки зрения
- 9.2. Архитектура Древней Руси х-х1 вв.: «София Киевская».
- Литература
- 9.3. Архитектурная композиция зданий и их ансамбли в готической архитектуре – в предыдущих билетах
- (Скопировано из билета 17.2.Готическое искусство Германии. Особенности средневекового искусства) Важное – выделен синим цветом
- (Скопировано из билета 27.2. Особенности готической конструкции).
- Кзаменационный билет № 10
- 10.1. Печатная графика: образные особенности, материалы и техника высокой и глубинной печати. Литография. Пример.
- Примеры.
- Художники, использовавшие технику литографии
- 10.2. Архитектура эпохи Российской империи хуш-первой трети х1х вв. Классицизм и барокко.
- Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
- (Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.) Важное – выделено синим, новое, добавленной - красным
- (Скопировано из 26.2. Основные архитектурные термины эпохи классицизма.)
- 10.3. Ансамбль усадьбы «Архангельское».
- Литография - произведение искусства, выполненное техникой плоской печати