logo
Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства

Глава 1. Определение дизайна. Американский дизайн и архитектура в формировании городского пространства - музеи современного искусства

Дизайн, как термин, имеет множество определений и значений.

Дизайн, как вид деятельности, Дизайн, как внешний вид предмета, Дизайн, как концепция или идея. Попытки дать всеобъемлющее определение дизайна наталкиваются на определенные трудности. В. Флуссер определял дизайн -«как место, где встречаются искусство и технология, чтобы произвести новые формы культуры. Он заявлял:

-«Роль, которую играет дизайн, является черезвычайно важной для жизненности искусства.» ( В. Флуссер The shape of things: A philosophy of design? 1999).

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано следующее определение:

«Дизайн - конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты».

Более полное определение дизайна, было предложено Международным советом организаций индустриального Дизайна,- ICSID:

«Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является установление многогранных свойств объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Следовательно, дизайн - центральный фактор прогресса в гуманизации технологий и определяющий фактор культурных и экономических изменений.

Дизайн - явление 20 века - активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу 21 века, хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое - т.е. среду.

И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства.

Исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. В данной работе, хотелось бы поговорить о великих американских архитекторах, задавших целое направление в дизайне и архитектуре, предложив новый подход в проектировании зданий и интеграции их в городское пространство.

Для изучения были выбраны знаменитые на весь мир музеи современного искусства спроектированные такими американскими архитекторами и деятелями дизайна как: Френк Ллойд Райт (Музей Гугенхайма, Нью Йорк, 1959), Френк Оуэн Гери ( Музей Гугенхайма, Бильбао,1997, Концертный залл Уолта Диснея,2001), Стивен Холл (Музей Киасма, Финляндия, 1998). Их вклад в мировой дизайн очевиден, и находит продолжателей и учеников по сегодняшний день.

Чтобы понять как происходило становление американского дизайна, обратимся к истории. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы. Французский наблюдатель Леон де Лаборд видит в американцах «промышленную нацию, которая становится художником». Он добавляет, что «Америка пойдет своим собственным путем».

В первой трети 20 века в Европе один за другим начинают возникать музеи современного искусства. Само появление этого типа музея было обусловлено спецификой авангардной художественной культуры, противопоставлявшей себя традиции и утверждавшей новизну в качестве ценности и, в силу этих особенностей, не находившей места в пространстве традиционного музея.

В США первый музей, посвященный исключительно современному искусству, открылся в Нью-Йорке только в 1929 году - Museum of Modern Art известный под аббревиатурой (MoMA) стал образцом не только для американских, но и европейских музеев современного искусства, во многом определившим пути их развития в 20-21 веках.

Модернистский этап развития МоМА связан и с созданием постоянной экспозиции музея по новым принципам: был выработан тот принцип показа, который оказался доминирующим при экспонировании большинства мировых коллекций искусства модернизма и остается таковым по сей день. Принцип был изобретен Барром, в 1936 году, создавшим схему, которая легла в основу временной выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Вместо традиционного хронологического показа, Барр предложил концепцию эволюции «-измов», согласно которой, искусство совершило путь от фигуративности к абстракции: развивалась скорее форма, чем содержание, и искусство не подвергалось при этом существенным внешним влияниям.

При этом индивидуальная художественная практика «вписывается» в некие направления и течения, которые связаны между собой и имеют определенные хронологические рамки.

Такой логичный, рациональный подход удобен, и этот метод репрезентации остается и сегодня, главным методом при создании постоянной экспозиции музеев современного искусства, включая МоМА.

Создание эволюционной концепции и соответствующего ей принципа показа, - предлагающего зрителю единственный вариант прочтения истории современного искусства, потребовало нового музея.

Именно эта музейная и художественная концепция легла и в основу нью-йоркского Музея Гуггенхайма, созданного по инициативе финансиста и промышленника Соломона Гуггенхайма и задуманного как музей нефигуративного искусства. Нефигуративное (нонфигуративное) искусство - термин, используемый в искусствознании в качестве синонима абстрактного искусства.

Элитарный образ модернистского музея потребовал и соответствующей архитектуры его здания, которая бы способствовала подобному восприятию его экспонатов. Проект создавался американским архитектором - Френком Ллойдом Райтом на протяжении двух десятилетии? и был закончен в 1959 году. Здание музея прославилось своей архитектурой, едва ли небольше, чем своей коллекцией современного искусства. И повлекло за собой появление музеев в других городах и странах.

Испанский музей Гуггенхайма, как и его нью-йоркский предшественник, знаменит, прежде всего, своей архитектурой. Он построен по проекту всемирно известного современного архитектора Фрэнка Гери, представителя постмодернистского направления в архитектуре. Сложное решение внутренних пространств создает условия для создания нелинейного типа экспозиции. Архитектура существует в одном концептуальном поле с выставочными методами музея.

Проект Музея современного искусства Киасма в Хельсинки, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является шедевром знаменитого американского архитектора, который завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Стивен Холл специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью . Сам он говорил так:

-«Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.»