Культура досуга, отдыха и развлечений
К бесспорным достижениям американского образа жизни относится обилие возможностей, предоставляемых для досуга. Однажды, в далекие уже 70-ые гг. руководитель делегации из Советской Армении оставил запись в книге посетителей Диснейленда, знаменитого парка аттракционов близ Лос-Анджелеса: «Счастлив народ, который так заботится о своих детях». Не успел он прилететь в Москву, как его вежливо, но убедительно «поправили» по поводу «случайно подсмотренной» записи: «Ведь они это делают в погоне за прибылью!» Тот не смутился: «Наши дети будут счастливы, если в погоне за прибылью и у нас построят такой же». Кстати, цена за его посещение совсем невысока не только по американским меркам.
В Америке сложилась целая индустрия досуга, отдыха и развлечений, которая преуспевает не за счет высоких цен, а благодаряширочайшему ассортименту высокопрофессиональных услуг на любой вкус. За такие услуги точно так же не жалко отдать деньги, как за хорошие холодильник, телевизор, платье — особенно когда это вполне согласуется с зарплатой, одной из высочайших в мире. Кстати, американцы с такой же готовностью платят налоги (так как знают, на что они идут) — этого никак не могли понять наши участники когда-то популярных телемостов с США. Кто не захочет за 10 долларов отправиться на экскурсию к местам скопления китов?
Помимо парков развлечений, огромное количество американцев целыми семьями выезжает полюбоваться восхитительной, удивительно разнообразной природой в Национальные парки и заповедники, среди которых особенно популярны Йеллоустоунский, Йосемитский, Секвойя-парк, Гранд-каньон, Роки Маунтин, Грейт Смоки Маунтинс, Килауэа (на Гавайях). Создание таких парков началось в 1916 г., сейчас их порядка 50, а общая их площадь превосходит территорию многих европейских государств.
Очень любят американцы посещать Национальные мемориалы, учрежденные с 1911 года (всего 23). Прежде всего этомемориалы Вашингтона, ДжефферсонаиЛинкольнав столице США, а также МемориалГражданской войныв Геттисберге, Пенсильвания (где произошло решающее сражение между Севером и Югом), в Пенсильвании находится также мемориалКостюшко, польского борца за независимость США. С 1935 г. существует такая категория, какНациональная историческая местность(места рождения или жизни великих людей Америки). К категорииНациональныхмонументовотносятся Статуя Свободы вN.Y.C., Арлингтонское кладбище близ Вашингтона и т. д. Американцы и гости страны могут в установленные дни свободно посещать Белый дом, Капитолий и другие национальные святыни.
Наконец, Рекреационная группа охраняемых территорийвключает зоны отдыха, морские и озерные побережья и пути к ним, скалы, горные вершины и т. д. СистемаНациональных троп, созданная в 1968 г., объединяет около 250 объектов протяженностью во многие тысячи километров. Самая длинная тропа (trail) тянется на 5.200 км. — от штата Нью-Йорка на далекий Запад. Очень популярны в США путешествия автостопом (особенно у молодежи).
США — страна развитого туризма. Она делит первое место в мире с Японией по количеству выезжающих туристов, а по количеству посетителей уступает только Франции, Италии и Испании. Кстати, их могло быть и гораздо больше, если бы не жесткие вьездные барьеры. В Америке есть что посмотреть, а американские дороги — лучшие в мире, как и самолеты. Характерно, что среди американских туристов очень много пенсионеров — они заработали такое украшение старости.
В США много великолепных музеев, богатейших по подбору экспонатов, оборудованных по последнему слову техники. Это — музей Аэронавтики (AirandSpacemuseum) в Вашингтоне, музей Науки и техники в Бостоне (Кембридже), замечательные художественные музеи. К лучшим в мире относятся Национальная галерея в Вашингтоне, музеи Метрополитен, Гуггенхайма,ModernArtMuseumв Нью-Йорке, Институт искусств в Чикаго, Художественный музей в Филадельфии. Музей изящных искусств в Бостоне, музеи в Детройте, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. Есть и прекрасныечастные музеи, порой не уступающие государственным. Это — коллекцияФрикв Нью-Йорке, музеиИзабеллы Ганднерв Бостоне,Арманда Хаммера,Поля ГеттииНортона Саймонав окрестностях Лос-Анджелеса. На альбоме музея Н. Саймона в Пасадине изображен счастливый владелец на фоне замечательного «Портрета Титуса» кисти Рембранта. Саймон, богатый нефтепромышленник, решил часть денег вкладывать в приобретение картин, которое стало делом его жизни. Улыбка Н. Саймона говорит: «Да, старик, не зря ты прожил столько лет на белом свете». В США практикуется также хранение частных коллекций в крупных музеях — и надежнее, и люди могут посмотреть. Для них отведены специальные залы — Меллона, Моргана, Лемана. Бриллиантами Вашингтонской национальной галереи являются 30 картин Тициана, Рафаэля, Перуджино и других великих мастеров, проданных из ленинградского Эрмитажа по приказу Сталина «оптом» за 30.000 долларов Меллону. Если бы Вашингтонская галерея, к которой они перешли, вздумала их продавать, каждая стоила бы не менее 30 миллионов.
В некотором смысле похожи на музеи американские книжные и музыкальные магазины — по обилию альбомов по искусству, книг на любой вкус (от «Американских маяков» до «Насекомых Бразилии»), компакт-дисков. Посетителям особенно импонирует их чистота, порядок, свободный доступ к продукции, неизменно вежливое, доброжелательное и квалифицированное обслуживание. Как правило, в американских магазинах (и не только книжных и музыкальных) звучит негромкая легкая классическая или эстрадная музыка.
При всеобщем компьютерном буме продолжают привлекать посетителей американские библиотеки. Крупнейшая в мире — Библиотека конгресса в Вашингтоне, очень богаты и хорошо оборудованы публичные городские и университетские библиотеки.
В различных городах и городках США имеются превосходные концертные залы, в числе которых — знаменитыеКарнеги-холлиМэдисон-сквер-Гарденв Нью-Йорке, одной из музыкальных столиц мира. Выступления в этих залах — великая честь и мечта как классических, так и джазовых исполнителей. Многие залы многофункциональны — так, Бостон-гарден используется и для спортивных матчей (баскетбол, хоккей), и для концертов. Странно наблюдать дымок от марихуаны, висящий на рок-концертах, и бездействие полиции, обычно молниеносно реагирующей на малейшие правонарушения: легкие наркотики воспринимаются как деталь концертной атмосферы.
Нередко концерты устраиваются и на стадионах, многочисленных и превосходных — даже в маленьких городках. В США много замечательных полей для футбола, бейсбола, гольфа, бассейнов, просто оздоровительных площадок и спортивных залов, вполне общедоступных. Вообщеспортокружен в Америке всеобщим почетом и уважением. Примерно 40% населения постоянно занимаются спортом (включая популярнейший в СШАJogging— бег, в том числе вокруг Белого дома и других объектов наивысшего уважения). Важнейшее место занятия спортом и спортивные соревнования занимают в студенческой жизни. Нередки случаи, когда сборная университетов (по баскетболу, хоккею) направлялась на Олимпийские игры и становилась там победителем. Стоит ли удивляться в таком случае регулярным победам американских профессионалов на мировых чемпионатах и Олимпиадах — в легкой атлетике, плавании, боксе. Спорт активно поддерживается на федеральном уровне, США вышли на мировой уровень даже в видах спорта, не слишком популярных в стране (например, в футболе, особенно женском).
Для любителей острых ощущений по всей стране раскиданы казино, самые знаменитые из которых — в Лас-ВегасеиРино(Reno), оба в штате Невада. Рино привлекает еще и возможностью упрощенной процедуры развода, в целом в США весьма сложной и хлопотной.
Следует отметить, что огромные прибыли американской индустрии отдыха и развлечений складываются не столько из стоимости туристских путевок, билетов в музеи, на концерты, спортивные и зрелищные мероприятия (они как раз вполне доступны по цене), сколько от продажи сувениров, вымпелов, значков, одежды (например, маек с изображением кумиров-спортсменов, кино- и рок-звезд, политических и даже религиозных лидеров). Все это умело подогревается и направляется рекламой, которая также неотделима от американского образа жизни. Она буквально вынуждает даже к совершенно ненужным покупкам, навязывает их. Американцы проводят в чтении рекламных страниц не меньше времени, чем мы проводили в советских очередях. Чаще — только ради того, чтобы купить лишь ненамного дешевле то, что, в общем-то, и не купили бы. Например, американец, далекий от поэзии, может купить бюст Гомера лишь потому, что на распродаже он стоил не 40, а 30 долларов, может завалить квартиру «удачно купленными по случаю» люстрами или креслами, опутаться покупками в кредит. Умело проведенная пиар-кампания может возвести обычного человека в ранг национального героя, а может и растоптать вчерашнего любимца нации. За «Воспоминания» радовой американской армии Джессики Линч, которая «не слишком хорошо помнит», как она попала в плен в Ираке, как ее там истязали, и как чудесно она спаслась, ей заплатили миллион долларов, и разошлись они огромным тиражом. А вот стоило знаменитой фигуристке сказать шепотом (усиленным микрофоном), как ей надоели шоу с плюшевыми Микки Маусами в ее честь, как за «непатриотичное поведение» ее со стольже широким размахом облили грязью, после чего перестали даже упоминать.
Американская рекламная экспансия дотянулась до самых отдаленных точек мира, представляя угрозу не только экономическим интересам других государств, но и психическому здоровью людей, привыкших к совершенно иному образу жизни и иным ценностям. По данным ЮНЕСКО, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 50% кинопродукции, 60% — аудио- и видеопродукции, 65% торговой рекламы, 90% коммерческой информации.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение