Художественная культура Арабского Востока
Уважение к слову было присуще арабской культуре уже в доисламский период. В устной народной традиции сохранились протяжные стихи-песни кочевников-бедуинов. Не случайно, что и Коран, священная книга мусульман, также написан в стихотворной форме. С другой стороны, создание Корана породило новый импульс для поэтического творчества. Искусство рифмования становится в городах придворным ремеслом. Благодаря такому отношению, а также созданию в VIII—IXвв. арабской грамматики, удалось, в течениеVIII—Xвв. записать многие произведения устной доисламской поэзии. ВIXв. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), включившие более 500 стихотворений доисламских поэтов. В Х в. писатель, музыкант, ученыйАбу-ль-Фарадж Аль-Исфаханисобрал многотомную антологию «Китаб аль-Агани» («Книга песен»), где к произведениям поэтов прилагались также биографические сведения о них, а также об исполнителях-музыкантах.
Тем не менее, о личностях поэтов той поры дошло мало сведений. Дело не только в прошедших с тех пор веках. При всем восхищении поэзией считалось, что вдохновение внушается шайтанами: подслушав разговоры ангелов, они передают их поэтам, которым остается это уловить и записать, с той или иной степенью мастерства. В конце концов и Коран был сообщен пророку архангелом.
Более или менее достоверные сведения сохранились о таких поэтах раннеисламского периода, как Абу Нувас,Аль-Мутанабби, в большей степени известно о жизни великого поэта рубежа Х—XIвв.Абу-ль-Ала аль Маари(973—1057/8) из Сирии. Его творчество, представляющее синтез всей предшествующей арабо-мусульманской поэзии, долгое время служило образцом для всего Востока, целую поэму о нем написал классик армянской поэзии Аветик Исаакян. В четырехлетнем возрасте Аль Маари, заболев оспой, ослеп, но все же сумел изучить Коран, древнюю и современную ему поэзию. Он знал юриспруденцию, греческую философию, математику, астрономию, путешествовал с караванами купцов. В лирических книгах «Обязательность необязательного», «Послание о прошении», «Послание об ангелах» он с горечью писал о краткости жизни, которая при этом полна зла и страданий.
Начиная с Х в. в течение пяти веков складывался знаменитый сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь». Столько ночей, ублажая своего владыку, красавица Шехерезада рассказывала ему арабские, персидские, индийские, греческие волшебные истории, перенося их сюжеты в арабскую среду. Из этого сборника мы узнаем о волшебной лампе Алладина, свирепых джиннах и людях, сумевших их перехитрить, о Синдбаде-мореходе, Али-бабе и сорока разбойниках, султанах, купцах, бедуинах.
«Тысяча и одна ночь» не просто увлекательна, ей присущ еще простоватый, подлинно народный юмор, который является одной из изюминок арабской литературы вообще. Непревзойденный образец в этом плане — рассказы о хитроумном ходже (молле) Насреддине, которого считают именно своим буквально все народы Востока.
Халифы и султаны действительно оказывали покровительство поэтам и ученым, прежде всего из соображений престижа и прославления собственной персоны — ведь прекрасные стихи сразу становились достоянием базара— центра культурной жизни того времени. Придворным поэтом был перс, писавший на арабском языке,Абулькасим Фирдоуси(934—1034). В своей эпопее «Шах-намэ» («Книга царей») он воспевал деяния царей, но таким образом, что в центре героических событий оказывается Рустам, выходец из народа. Ему же принадлежит «Речь в защиту разума»:
«Пусть разум твои наполняет дела
И душу твою не допустит до зла…
Какую б науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай ни на миг.
Но ветви увидев, поймешь все равно,
Что знанью до корня дойти не дано».
Вершиной арабской поэзии считается творчество другого великого перса, Омара Хайама(1048—1122), поэта-философа и ученого. Его знаменитыерубаивоспевают жизнь, любовь, добрую пирушку с друзьями:
«Нежным женским лицом и зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда живой
Пил вино, пью вино и, наверное, буду
Пить вино до минуты своей роковой»
Он же пишет:
«Чтоб мудро жизнь прожить — знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала.
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Темы жизни и смерти, любви и страданий проходят через все творчество Джами(1414—1492), как бы доводящего до логического завершения линию его предшественников:
«В огне страстей я сердце сжег
Искал я тщетно, сердце не берег».
Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Странствующие певцы доносили стихи до самых окраин восточного мира, сопровождая их музыкой, в характерной для Востока надрывной манере. Даже Суллы Корана читаются нараспев, в такой же манере. Арабская музыка обогатила мир такими инструментами, какдарабукка, кеманча, даф, уд, рабаб, замар. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, вместе с исключительными сложностями, создавали и огромные творческие стимулы для исполнителей — музыкантов, певцов, танцоров.
Коран запрещал изображения людей и святых, даже животных, поэтому в арабской культуре отсутствуют живописьискульптурав обычном понимании. Живописное мастерство проявлялось в основном в областиорнамента. Знаменитаяарабская вязь,арабеска, построенная по принципу бесконечного повторения затейливых узоров, украшает книжные миниатюры, стены и полы мечетей. Простор для творческого воображения давало такжековроткачество. Здесь мастер проявлял себя не только в технике, но и в подборе цветов, красок, который при этом обязательно рассудочен и подчинен исламской символике.
Значительного развития достигла архитектура. Простой люд в арабском мире жил в глинобитных хижинах, а вотмечетиявляются подлинными произведениями искусства. Храм Кааба со знаменитым черным камнем (вероятно, метеоритного происхождения) в нише был святилищем уже в доисламский период и, в некотором смысле, ислам присвоил его. Однако уже вVIIв., при жизни пророка, были возведены такие известные сооружения, как мечетьАмравФустате, соборная мечеть вКуфе, храм «Купол скалы» вДамаске(Сирия), мечети вБагдаде,Каире. За пределами собственно арабского мира всемирную известность приобрели памятники исламской архитектуры в Средней Азии —БухареиСамарканде, особенно площадьЭль-Регистан(XV—XVIIвв.) с ансамблем трех медресе с богатейшим мозаичным и резным керамическим и мраморным полом, мавзолейТадж-Махал(XVIIв.) в Индии.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение