logo
Торосян_Культурология

Культура Ассирии

Ассирийцы подчинили себе Вавилонское царство в VIIIв. до н.э. Расцвет же Ассирии произошел при цареАшшурабанипале(VIIв. до н.э.), вошедшем в историю как просвещенный деспот и изверг. В развалинах дворца в городе Ниневия была обнаружена громаднейшая библиотека, насчитывавшая десятки тысяч клинописных текстов на глиняных табличках. Библиотека Ашшурбанипала сохранила для потомков все важнейшие памятники древневавилонской литературы, в том числе «Сказание о Гильгамеше». По собственному свидетельству царя, величайшей радостью для него было разбирать красивые и таинственные тексты древних шумеров, живших за 2 тысячелетия до него. Не меньшее наслаждение ему доставляло наблюдение за страшными пытками провинившихся или попавших в плен людей — им вырывали язык, сажали на кол, с них живьем сдирали кожу. Жестокость нравов, вообще царившая в Ассирии, в значительной степени была сопряжена с ееневысокой религиозностью.

Ассирийские правители делали упор не столько на созидание, сколько на завоевания, господство над другими народами. Ассирийское искусствопрославляет победоносные войны. Рельефы из ассирийских дворцов изображают грозных и беспощадных царей. Даже животные в скульптурных изображениях грозны и надменны, как, например, львы или крылатые быки с человеческими лицами, сверкающим взглядом и пятью копытами во дворце СаргонаII(VIIв. до н.э.). До нас дошли великолепные скульптурные изображения и домашних животных — коней, верблюдов. Высокого развития получило иинженерное искусствоАссирии — здесь был построен канал-водопровод Паллукат и акведук длиной 3 км. и шириной свыше 10 м. Столицу Ассирии, Ниневию, однако, больше знали как «Львиное логово» или «Город крови». Пока жил Ашшурбанипал, никто от Элама до Египта, от Вавилона до Урарту, не мог сопротивляться ему. После его смерти, однако, потребовалось лишь два десятилетия, чтобы мидийцы и персы разрушили город и империю.