Наука и образование
Ислам послужил серьезным стимулом для развития философии, хотя бы для толкования его положений. Такую задачу ставил перед собой возникший в IXв.суфизм, мистико-аскетическое течение внутри ислама. Переплетая в себе положения зороастризма, мистической каббалы, неоплатонизма, он был направлен на постижение Аллаха. Полемизируя с ортодоксальной мусульманской философией, суфизм доказывал, что божество порождает мир путем эманации (излияния — термин из неоплатонизма), а цель человеческой жизни — полное растворение в божестве, чему особенно способствуют философия и искусство. Значительный импульс получила в исламском мире античная философия, преследуемая в средневековой Европе как языческая. Достаточно сказать, что многие произведения античных авторов уцелели, часто в единственном экземпляре, в арабских свитках и вернулись в Европу уже в обратных переводах. Время «Арабского Возрождения» (IX—XIIIвв.) наступило гораздо раньше, чем в Европе. В ту пору было популярно изречение, приписываемое Мухаммеду: «Чернила философов значительно важней, чем кровь мучеников».
Знаменитый философ и медик XIв.Ибн-Сина(Авиценна), «Владыка наук», советник целого ряда правителей Востока, сумел систематизировать все современные ему философские и научные знания. Огромное значение он придавалобразованию, посвятив ему «Книгу о душе», «Книгу знаний», «Книгу указаний и наставлений». Путь к всеобщему воспитанию и развитию Ибн-сина видел в средствах философии, поэзии, музыки. В самой организации знания он поощрял дух свободного, открытого, здорового соревнования. Весомый вклад внес другой хорошо известный Европе мыслитель, арабо-испанский философИбн-Рушд(Аверроэс, 1126—1198). Большинство его трудов — имеющие самостоятельную ценность комментарии к Аристотелю. В своей «Системе доказательств» Ибн-Рушд утверждал, что истина постигается не теологами, а учеными, так как только они опираются на доказательства. Аверроэс отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, доказывал извечность мира.
Вообще традиция возвышения науки вовсе не была подавлена строгими требованиями ислама. Уже в Х в. ученый-энциклопедист Абу-аль-Кинди (801—973), ставя науку и философию выше религии, требовал в процессе воспитания формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Огромное значение образования подчеркивал крупнейший философ ВостокаАль-Газали(1056—1111), посвятив четырехтомное сочинение «Воскрешение наук о вере» развитию способностей с детского возраста, приемам наблюдений за детьми, их творческому развитию, включая физические упражнения и бытовую культуру. Стержнем образования он считал нравственное воспитание. Проблемы образования и воспитания — важнейшие в 150 трактатах иранского философаНасирэддина Туси(1202—1273), включая «Книгу мудрости» и «Обучение мудрости». Знание — то снадобье, которым человек пользуется всю жизнь.Абдурахман Ибн-Халдун, развивающий ученье Аристотеля, доказывал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми, а упорядочить их помогает разум на основе опыта — «того, чему учит время». Он призывал не форсировать обучение тому, что непонятно в детском возрасте, включая Коран.
Центрами образования и наукив арабском мире сталиБагдад,Басра,Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки» — своеобразное объединение обсерватории, академии, библиотеки и коллегии переводчиков. Уже в Х в. появились средние и высшие мусульманские школы,медресе(обычно при мечетях), где преподавание велось на арабском и персидском языках. Именно в арабской системе образования возникли первые «тесты» — с выбором одного ответа из нескольких предложенных. Крупным культурным центром исламского мира была при владычестве мавровИспания, где наука и образование достигли наивысшего расцвета приАбдурахмане III(912—961) и его преемнике ХалемеII(961—976). В учебных заведенияхСевильи, Саламанки, Кордобы, Гранады, Толедоучились и женщины, преподавали представители различных национальностей и даже вероисповеданий. При арабах в Гранаде впервые в средневековой Европе появилисьтуалетыибани, именно арабы (приученные к этому намазом) научили европейцев мыть руки перед едой. Привычка часто мыть руки долго еще считалась в Европе подозрительной: в той же Испании после изгнания евреев и мусульман она служила поводом для доносов. Характерно, что в свой христианский период именно Испания стала оплотом инквизиции.
Значительные успехи были достигнуты в науке. Абу-л-Вафав Х в. составил тригонометрические таблицы и формулы, аОмар Хайям(тот самый) написал «Алгебру» («Аль-джебр»), в которой исследовались уравнения до третьей степени и иррациональные числа. Он же ввел в 1079 г. календарь более точный, чем современный грегорианский. Значительные труды в области математики и оптики создал египтянинИбн-аль-Хайям.
Наивысшего в мире уровня достигла медицина, особенно благодаря Авиценне(Ибн-Сине), обобщившему в своем «Каноне врачебной науки» опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей. Багдадский хирургАбу Бакар Мухаммед ар Разидал классическое описание кори и оспы, боролся с нею путем прививок. Сирийская семьяБахтишодала семь поколений знаменитых врачей.
Солидные труды, не уступающие греческим, были написаны в области истории. Уже позже, вXIII—XIVвв., когда фанатичные мусульмане начали гонения на науку, сжигая книги даже по математике, лишь история по-прежнему пользовалась почетом.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение