Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
Конец XIX— начало ХХ вв. получили название «серебряного века» русской культуры. Так сложилось, что это название более всего связывают с расцветом искусства — живописи, театра, музыки. Однако не менее блистательные имена и идеи появились также в философии.
«Серебряный век», по существу, был прерван революцией 1917 года, и наиболее ощутимый удар ею был нанесен философии. Осенью 1922 года правительство Советской России арендовало два немецких парохода («Пруссия» и «Бургомистр Хаген») и выслало на них выдающихся представителей русской мысли (причем за их же счет) — и прежде всего философов. Само по себе это — красноречивее свидетельство состояния культурной жизни революционной России. Среди пассажиров этих пароходов был и Питирим Сорокин(1899—1968) снискавший славу одного из крупнейших мыслителей ХХ века, преподававший в Гарварде, а также детям американских президентов.
Еще в России П. Сорокин разработал оргинальную культурологическую концепцию. Сорокин так же, как и Шпенглер, ставит весьма неутешительный диагноз современной ему культуре и цивилизации: «Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания. Всего за несколько недель он уносит миллионы человеческих жизней, за несколько часов он уничтожает города с их многовековой историей, за несколько дней стирает с лица земли целые королевства… На земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась просто в миф. Солнце западной культуры закатилось». (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 428). Вместе с тем Сорокин рассматривает кризис как неизбежный этап в становлении новой цивилизации, объединяющей все человечество (Такой подход вообще характерен для русской мысли. Вспомним наблюдение Ф. Достоевского: «Если уж спасать, так все человечество»).
Свои представления о культуре и цивилизации П. Сорокин развил в США в книге «Социальная и культурная динамика», изданной в преддверии уже следующей мировой войны (1937—1941). В этой работе культуры выделяются по ценностям, которые они выдвигают или разделяют: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» (Там же. С. 429).
В ходе развития общества возникают различные культурные системы — познавательные, религиозные, этические, эстетические, моральные, правовые… эти системы обладают тенденцией объединяться в системы высших рангов. И вот эти сверхсистемыобладают собственной ментальностью, собственным мировоззрением, своими представлениями о правом и должном, собственными образцами «святости», собственными формами словесности и искусства, правами, законами, кодексом поведения, собственными доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, собственным типом личности» (SorokinP.SocialandCulturalDynamies.N.Y.1937—1941.Vol. 1. Р. 67).
П. Сорокин выделяет в культурных сверхсистемах три главных типа, соответственно доминирующим в них ценностям. Идеационныесистемы базируются на принципах сверхчуственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К образцам такого типа можно отнести средневековую европейскую культуру, а также культуру брахманской Индии, буддийскую и даоистскую культуры, греческую культуруVIII—VIвв. до н.э. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности. Следующая, «идеалистическая» система ориентируется в своих ценностях как на Небо, так и на Землю. Ее посылка такова, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Такова западноевропейская культура Проторенессанса (XIII—XIVвв.) и древнегреческая культураV—IVвв. до н.э. Культуру ХХ в. П. Сорокин называетчувственной: «только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл». Формирование чувственной культуры начинается сXVIвека и характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеационной культуры. Ее ценности сконцентрированы в повседневной жизни, ее герои — рабочие, домохозяйки, даже преступники и сумасшедшие.
Эта культура обречена, доказывает П. Сорокин, поскольку она ведет к деградации человека и обесцениванию ценностей. Но это означает не гибель, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур. Как считает философ, новая идеационная культура уже начала формироваться, и ее ценностями будут альтруизм (любовь к человеку) и этика солидарности.
Яркое ощущение кризиса, болезненное раздвоение в поисках путей выхода выражены у Ник. Бердяева(1874—1948), еще одного пассажира «философского парохода». Стремление к переменам, ожидание и страх перед ними характерным образом выражены в таком признании: «Одни и те же истины привели меня к революции и к религии. И в том, и в другом случае я отталкивался от недовольства «миром сим», желая выйти из него к иному миру». Н. Бердяев относится к охватившему Европу кризису как к одной из «священных неудач истории», неизбежных в ней и необходимых для нее. Он пишет: «Смысл истории заключается не в том, чтобы она была разрешена в какое-либо мгновение, … а в том, чтобы раскрылись все духовные силы истории, все ее противоречия, чтобы было внутреннее движение трагедии истории, и лишь в конце явлена была «всеразрешающая истина», проливающая «обратный свет на все предшествующие периоды». (Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С. 219).
Сама культура рассматривается Бердяевым не как «осуществление новой жизни, нового бытия», не как «реализация, осуществление истины жизни, добра, жизни, ее красоты, могущественности, божественности», а как «великая неудача жизни». (Там же. С. 254). Имеется в виду, что «творческий акт… притягивается в культуре вниз и отяжелевает»: «Невозможен уже Шекспир и Байрон в могущественной цивилизации Британской империи. В Италии, где создан раздавивший Рим памятник Виктора Эммануэля, где социалистические движения, невозможен уже Данте и Микеланджело». (Там же. С. 255). Бердяев рассматривает кризис культуры как симптом некоего глубокого космического процесса, в котором культура — весьма тонкий слой.
Если у Шпенглера опасность кроется в цивилизации, то Бердяев видит также в культуре и ее формах нечто противостоящее личности, принудительное и сковывающее творческую свободу. Вместе с тем это лишь один из ликов культуры — ведь эта «принудительность» оберегает от опасного произвола и своеволия». Выходом из такого раздвоения является дух как внерациональное начало в человеке, выводящее его за пределы мира, за пределы необходимости. Именно дух соединяет человека с божественным, и именно поэтому свобода есть великая неопределенность и великий риск, возможность и для возвышенного, для добра, и для падения, для зла. Поэтому постоянно борются между собой воля к культуре и упорная, но прагматическая и бескрылая воля к жизни, характерная для цивилизации.
Н. Бердяев надеется на «чудо религиозного преображения жизни», которое сделает путь цивилизации плодотворным, поставив на благо и технические достижения. Бердяев критикует популярную в его время концепцию «симфонической личности» (Н. С. Трубецкой, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин), вия в ней «метафизическое обоснование рабства человека… Личности коллективные, личности сверхличные в отношении к личности человеческой суть лишь иллюзии». (Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 36).
Большие надежды философ возлагает на «русскую идею», которая соответствует характеру и призванию русского народа».
Интересные идеи развивал отец Павел Флоренский(1982—1937), ставший трагической жертвой революционного режима, погубившего его в лагере. Будучи физиком по образованию, Флоренский также рассматривал культуру в глобальном контексте космических процессов. Жизнь и культура представляются как антиэнтропийные процессы, то есть процессы, препятствующие неограниченному росту энтропии, который означал бы сваливание в хаос, распад и разрушение. Как показывает естествознание ХХ века, избежать этого можно только благодаря непрерывному развитию, когда состояние хаоса — лишь промежуточный этап от одного уровня организации к новому, более высокому.
В своей антроподицее(оправдании человека) Флоренский усматривает смысл существования человека в его свободном культурном творчестве. В каждом произведении культуры «произрастает ход истории», даже технические несовершенства — выражение души культуры, любая вещь в своем эстетическом воплощении нагружена историзмом, и поэтому «о каждой вещи нельзя говорить иначе как об истории вещи». Будучи религиозным мыслителем (как и большинство русских философов начала ХХ века), Флоренский расценивает любые произведения культуры как откровения Бога человеку и человека Богу, как станции на пути к Божественному, в построении Храма. В «Философии культуры», написанной в 20-х гг. и опубликованной уже после смерти Флоренского, он рассматриваеткульт как источник культуры.
Культура как строительство нового градапредстает в философииГ. П. Федотова(1886—1951). Истоки кризиса культуры, кризиса человека — в том, что, благодаря Ренессансу и Реформации, церковь отдалилась от культуры, а культура отделилась в собственном секуляризованном мире. Поэтому Г. Федотов требует нового религиозного обоснования и культуры, и свободной человеческой деятельности. История и культура должны быть человеческими составляющими религии. «Культ — зерно, из которого развиваются культуры» — пишет философ. Чем отличается христианская культура от всякой иной? Тем, что целью ее познания является не просто Бог, но Бог воплотившийся, распятый и воскресший». (Федотов Г. П. Собр. соч. Т. 2. М., 1998. С. 302). «В лучших созданиях нашей культуры есть воплощение Духа святого», — пишет он дальше (Там же. С. 306), выделяя затем ступени боговдохновенного культурного творчества.
Различая культуру и цивилизацию, Федотов указывает, что «культура построена на примате эстетических элементов, а цивилизация — научно-технических» (Там же. С. 208). Цивилизация представляет собой универсальные элементы культуры — науку, технику, хозяйство, спорт. Но есть и иррационалистическая сторона культуры, составляющая культуру гуманистическую. Культура, освобожденная от рациональных, научно-технических, то есть универсальных и обезличивающих элементов, и есть культура национальная.
Для большинства культурологических трудов первой половины ХХ века характерен эсхатологический настрой (от эсхатос — ожидание конца), о чем свидетельствуют уже сами их названия. Помимо «Заката Европы», это «Утрата сердцевины» (Х. Зельмайр), «Кризис европейских наук» (Э. Гуссерль), «Дегуманизация искусства» (Ортега-и-Гассет). В России это — «Кризис искусства» (Н. Бердяев, 1924), «Трагедия интеллигенции» (Г. Федотов, 1926), «Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей» (В. Зеньковский, 1927), «Разложение личности и внутренняя жизнь» (М. Бахтин, 1930), «Кризис нашего времени» (П. Сорокин, 1941). Одной из таких работ является «Умирание искусства» (1937) В. В. Вейдле(1923—1979).
Этот российский мыслитель видит в умирании искусства лишь одно из звеньев умирания культурывообще. Особенно отчетливо это видно на примере Советской России, переживающей после кратковременного подъема жестокий провал. Путь выхода В. Вейдле видит в воссоединении искусства и религии: «Искусство должно окунуться в христианскую купель веры», поскольку «в мире померкнувшем, остывшем, искусство не может быть единственным источником света, оно само в таковом нуждается». Такое положение дел создано научно-технической цивилизацией, которую Вейдле расценивает как варварство. Он пишет: «Человек продолжает природу не тем… что эксплуатирует природные ресурсы с помощью своих технических достижений, а тем, что он, как и природа, непосредственным образом творит — и сообщает своим творениям дыхание новой жизни. Искусство — это новая природа, принадлежащая иной сфере бытия» (Вейдле В. В. Умирание искусства. СПб., 1996. С. 238).
Русские мыслители озабочены проблемой «среднего человека». Любой, даже средний человек может преображаться в сиянии духовных ценностей эпохи. «Но «средний человек» и «типичный человек» — не одно и то же» (П. Бицили). Они «конструируются по разным меркам». Культура ХХ века, как замечает М. М. Бахтин(1895—1975), формирует человека в весьма опасном направлении. Дело в том, что «созданная человеком культура, в силу м меру своего совершенства, оказывается независимой от человечества и перестает с ним считаться» (Бахтин М. М. Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995. С. 43). В культуре заключена роковая двойственность и противоречивость, «изначальный непримиримый конфликт», поскольку культура есть мятежное сопротивление вечному порядку, вмешательство в надчеловеческий строй вещей, за что приходится платить громадной ценой: культура из формы самоутверждения человека превращается в форму саморазрушающую и самоотрицающую.
Культура как система неумолимых, разрушительных принуждений расценивается многими западными мыслителями. Особенно критичным было отношение к ней у З. Фрейда.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение