Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
Ощутимый импульс программе Просвещения придал начавшийся в последней трети XVIIв., процессинституциализациинауки, то есть превращения ее в социальный институт, а деятельности ученого — в профессию. На рубежеXVI—XVIIвв. в развитии науки, наряду с Галилеем, У. Гарвеем — учеными в современном понимании, участвовали еще «виртуозы, знатоки редкостей, мистики, алхимики, чудаки, прожектёры» (История становления науки. М., 1981. С. 152), а Дж. Уэбстер среди основателей новой науки ставит в один ряд с Коперником, Галилеем, Бэконом фигуры мистиков Парацельса, Якоба Беме, Роберта Фладда. В конце жеXVIIвека наукой занимаются уже профессиональные ученые, состоящие на службе у государства и получающие государственное жалование. Важнейшим элементом институциализации науки сталоучреждение официальных научных сообществ. Уже в 1652 г. была основана Академия естествознания в Германии, в 1657 г. — Академия эксперимента во Флоренции, в 1660 г. — Лондонское Королевское общество для дальнейшего развития, посредством опытов, наук о природе и полезных искусств, в 1666 г. — Парижская Академия наук, позже — Берлинская, Мюнхенская и Петербургская академии. Налаживается регулярный обмен информацией, издаются академические журналы. Наука становится общественным достоянием, преломившись в общественном сознании в такой степени, что даже придворные дамы, поспорив о чем-то, говорили: «что ж, мы это посчитаем» (а не «посмотрим»).
Почти в любой европейской стране XVIIIв. (включая даже Россию — вспомним Ломоносова) любой достаточно целеустремленный молодой человек мог получить образование, которое стало относиться к числу столь жеестественных прав, как жизнь и собственность, так же обеспечиваясь государством. Конечно, внимание государства неизбежно оборачивалось и издержками, ставшими ощутимыми лишь позже — регламентацией науки и образования, подчиненных уже не только заботе, но и диктату. Однако, например, когда Парижская академия официально известила о том, что более не будет принимать на рассмотрение любые проекты вечного двигателя, это воспринималось как признак зрелости науки, отказавшейся от всяких рецидивов мистики и опирающейся только на объективные законы природы. Зато объявлялись премии за решение вполне конкретных задач, имевших практическое значение.
К выдающимся научным достижениям рубежа XVII—XVIIIвв. относятся открытия полюсов и меридианов магнита, с перенесением этого результата на Землю, изобретение воздушного насоса и термометра. Уже в 1710 г. были изобретены (в Англии) коксовая печь, паровая машина и автоматическое ружье, еще раньше (1669 г., Швеция) заработала система центрального отопления горячей водой. Были открыты законы газового давления, даны научные объяснения дыхания и кровообращения. Именно в это время складываются как науки химия и физиология. Одной из главных задач химии, оставившей поиски «философского камня», стало изготовление — на основе механистического подхода — лекарств. Изобретением пианино (1709 г.) обогатилась музыкальная жизнь. Были решены многие казавшиеся неразрешимыми проблемы в математике, поставлены новые подобные задачи — уже на следующие века (например, теорема Ферма).
Нараставшие успехи науки и техники продолжали питать социальный оптимизм Просвещения. Правильно поставленный эксперимент, «с пристрастием пытающий природу» (отсюда и выражение «естествоиспытатель») должен был ответить на любые вопросы, а законы механики и математики считалось возможным применить даже в вычислении «условий динамического равновесия общества».
Еще в середине XVIIв. Т. Гоббс выдвинул теорию «Общественного договора». Он исходил из положения «Человек человеку — волк», неизбежного в силу как биологической природы человека, так и условий общественной жизни, обрекающих его на «борьбу за выживание». Современник Английской буржуазной революции, Гоббс видел единственный выход из общественных катаклизмов в том, чтобы государство, этот чудовищныйЛевиафан(именно так называется работа Гоббса 1651 г.) вступало в «общественный договор» со своими гражданами, выгодный для всех его участников и способный сбалансировать их интересы. Только тогда может быть прекращена «война всех против всех», будет преодолен страх за свою жизнь, свободу и имущество, право на которые относится кестественным правамчеловека. Столь же естественно, что власть вовсе не имеет божественного происхождения.
Столетие спустя после Гоббса появилась уверенность, что математика сумеет рассчитать баланс интересов, а государство, следуя «общественному договору», сумеет, на основе подобных расчетов, должным образом соединить различные интересы и стремления в один общий вектор. Лишь в конце XVIIIв. действительно с научных позиций к этому вопросу подошел шотландский экономистАдам Смит(1723—1776). Будучи сторонником товарно-денежных отношений как по экономическим, так и этическим соображениям, А. Смит утверждал, что толькорынок, освобождая людей от «феодальной зависимости», может естественным образом отрегулировать производственные отношения. С одной стороны, по А. Смиту, история есть результат деятельности людей, преследующих собственные интересы, с другой, эти действия выстраиваются в том русле, отвечая запросам времени, как если бы их направляла некая «невидимая рука». Фактически с таких позиций рассматривает природные и общественные явления концепциясамоорганизации, появившаяся в естествознании уже конца ХХ века.
Важнейшей областью приложения механико-математических принципов описания оставалась астрономия. Вселенная представлялась как совершенный часовой механизм, безупречное движение которого свидетельствовало о мудрости Творца — «Великого часовщика Вселенной», а заодно заставляло проникаться гордостью за науку, способную вникнуть в столь сложное устройство. Апогей механико-математического естествознания связан с именем великого англичанинаИсаака Ньютона(1642—1737). Родившись в год смерти Галилея, Ньютон довел его до такого уровня, когда «ньютоновская механика» стала казаться «эталоном науки на все времена». Именно при Ньютоне окончательно сформировались те особенности естествознанияXVII—XIXвв., которые позволили называть егоклассическим. Это — доведенные до уровня методологической нормыопора на эксперименти наточные математические расчеты, а такжеидеал абсолютной, окончательной, достоверной истины, свободной от субъективного отпечатка. Главный труд Ньютона называется «Математические начала натуральной философии» (1687). Это название может считаться программным, т. к. подчеркивало отказ от метафизических (в буквальном смысле — находящихся вне физики) принципов описания и объяснения природы. К метафизическим в таком смысле объяснениям следовало относить и теологические, и философские. Именно так можно понять знаменитые ньютоновские «Физика, берегись метафизики» и «Гипотез не измышляю» — кто, как не Ньютон, был мастером гипотетико-дедуктивного метода исследования природы? Такими словами ученый ответил на вопрос о количестве компонентов света — решение этого вопроса даст эксперимент, а не метафизические рассуждения.
Не случайно, что именно в этот период Лондонское Королевское общество своим уставом закрепило принципы «положительной науки», цель которой — «совершенствование знаний о естественных предметах и всех полезных искусствах… с помощью эксперимента, не вмешиваясь в богословие, метафизику (читай философию — В. Т.), политику, риторику или логику». Есть мнение (W.Daele), что подобный отход от программы Республики Ученых произошел в качестве своеобразной платы за государственную поддержку научных институтов. Скорее всего, однако, негласный «договор о нейтралитете» объясняется тем, что наука, успешно продвигаясь в механико-математическом русле, попросту перестала нуждаться — на целых два века — во всем том, что в него не укладывалось.
Сам Ньютон пришел к главному своему открытию — закону всемирного тяготения с того, что постулировал существование силы тяготения и, воздержавшись от рассуждений о ее сущности, попросту стал вычислять ее зависимость от расстояния. В этом, кстати, ему очень помогли религиозные картины, где от Бога-вседержателя во все стороны расходились своеобразные силовые линии. Подобным же образом в физике и химии утверждались успешно работавшие тогда концепции теплорода, флогистона, эфира. Ньютон был одновременно и блестящим экспериментатором, и столь же блестящим теоретиком, он же, одновременно с Вильгельмом Готфридом Лейбницем(1646—1716) создал дифференциальное и интегральное исчисление, без которого немыслимы были дальнейшие исследования природы. Надо сказать, что в действительности, конечно, естествознание не могло быть свободным от «метафизики». Такой метафизической концепцией было учение Лейбница о «предустановленной гармонии», делающей природный мир «лучшим из всех возможных».
Свое крайнее выражение ньютоновская механика получила в концепции лапласового детерминизма. Французский физик, астроном и математикПьер-Симон Лаплас(1749—1827) утверждал, что имея в распоряжении необходимый набор параметров, можно с абсолютной точностью вычислить, что происходило в данной точке миллион лет назад или будет происходить миллион лет спустя. «Наука — враг случайностей», — утверждал французский философАнри Гольбах(1723—1789), создатель «Системы природы» (1770). Стоя на позициях «материалистического фатализма», он считал, что понятием «случайность» мы прикрываем наше незнание — придет время, когда понятие случайность» будет изгнано из арсенала науки. «Человек-машина» — так назывался трактат другого сторонника механистического материализма, также французаАнри Ламетри(1709—1751). Подобные идеи, кстати, высказывал уже и живший гораздо раньше Р. Декарт.
Таким образом, триумф ньютоновской механики имел и оборотную сторону. Как писал Дж. Бернал, «дарования Ньютона были столь велики, система казалась столь совершенной, что все это обескураживало научный прогресс в следующем веке, или допускало его только в тех областях, которые Ньютон не затронул». Несовместимыми с классической механикой оказались те науки, в которых природа рассматривалась не как неизменный механизм, а как эволюционирующая система — зоология, ботаника, геология, палеонтология. Они, однако, не могли противостоять утвердившимся механистическим представлениям еще и потому, что не опирались на математику и считались науками, так сказать, низшего сорта. Сам Кант, восхищаясь ньютоновской механикой, говорил, что наука научна ровно в той степени, в какой опирается на математику. Выпадали из механистической картины мира человек, разум, духовная жизнь — по мере того, как выяснялось, что они не укладываются в ее жесткие рамки.
Надо сказать, что идея эволюции неизбежно затрагивала даже астрономию (у того же Гольбаха, а позже — Канта и У. Гершеля), но тогда это казалось лишь временным отступлением механицизма. Так, Ньютон, одним из первых заметив отклонения движения планет от предписываемых его теорией, нашел выход в том, что Бог время от времени вынужден подзаводить и корректировать часы Вселенной. «Жалким для философа» назовет такое решение Кант. «Воистину, никто не обращается с Богом хуже, чем верующие в него естествоиспытатели», — заметил Ф. Энгельс.
Интересно, с этой точки зрения, проследить развитие космогонических систем от Декарта до Лапласа. Декарт создал теорию вихрей, по которой творец ограничился первотолчком, а дальше возникновение небесных тел (из вращающихся частичек) происходило в соответствии с законами механики. Эта позиция были типична для господствовавшего в ту эпоху деизма, который, признавая Бога творцом мира, все же считал, что творец предоставляет дальнейший ход событий законам сотворенной им природы. Лапласу же удалось создать теорию, где математическим образом обосновывалась возможность самозарождения вихрей. На вопрос Наполеона — «Где же здесь Бог?» ученый ответил: «Моя система не нуждается в гипотезе Бога». Конечно, это означало не отрицание Бога, а лишь уверенность в том, что любые явления природы могут и должны поддаваться естественнонаучным объяснениям. Чрезвычайно характерны в этом смысле высказывания французских энциклопедистов, что моральное право быть атеистом имеет только высокообразованный и высоконравственный человек.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение