Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
«Пути, которые мы выбираем», называется одна из самых известных повестей О’Генри. Его герои выбирали всегда пути смелые, связанные с риском, но и с расчетом, требующие изобретательности, энергии, целеустремленности. Перед Соединенными Штатами после Гражданской войны открывались различные пути, а выбрали они именно такой. Это позволило им за короткое время выйти на ведущие позиции в мире, экономические и, соответственно, политические. США стали производить больше всех и быстрее всех. Города заполнялись небоскребами, научно-технические достижения стали внедряться не только в промышленность, но и в сельское хозяйство, а также в повседневный быт.
В конце XIXвека компанияBellзапатентовала телефон. Сперва кабель, а затем и беспроволочный телеграф соединили Америку и Европу, в 1899 г. в Детройте заработал первый в мире автомобильный завод, а в начале ХХ века производство автомобилей было поставлено на конвейер, изобретениеГенри Форда(1863—1947). В начале ХХ века США стали производить и самолеты, а затем и вертолеты, чему в немалой степени способствовал отъезд в Россию изобретателя вертолетаИ. Сикорского(1889—1972), чьим талантам и организаторской энергии не нашлось применения в России 1919 года. Были в США и свои замечательные изобретатели, в первую очередь легендарныйТомас Алва Эдисон(1847—1931), создатель первых в мире промышленно-исследовательской лаборатории (1872), электростанции общественного пользования (1882), автор свыше 1000 изобретений, в том числе фонографа.
Огромное количество сделок совершалось на нью-йоркской бирже, вся страна покрылась сетью универмагов, а позже и супермаркетов (также американским изобретением). За короткое время США нарастили промышленный потенциал, способный пережить Великую депрессию 1929 г., в одночасье разорившую миллионы людей и тысячи предприятий. Для выхода из нее в ход пошло еще одно американское изобретение. Молодой экономист Дж. Кейнспредложил, впервые в истории, сверстать государственный бюджет с дефицитом. Эта мера, к которой позже без успеха прибегали (как шаг отчаяния) государства со слабой экономикой и неустойчивой правительством, в случае с США делала оправданную ставку на огромный потенциал ее экономики — достаточно было ее расшевелить, и тогда дефицит ликвидировался с лихвой и за короткое время. В 80-е гг. ХХ в. сходные шаги, также оправдавшиеся, проводила «рейганомика» (от имени президентаР.Рейгана).
Беспрецедентный экономический рост США имел в своей основе совокупность целого ряда факторов. Это и богатейшие недра, и географическое положение вдалеке от войн, которые как раз стимулировали американскую экономику, науку и технику, и менталитет смелых первопроходцев, свободного предпринимательства, поддержанного демократическими преобразованиями. Четко продуманное законодательство, стимулируя и крупный, и средний, и мелкий бизнес, в то же время позволило создать заслон засилью гангстеров, неизбежному при столь бурном росте (да еще в период депрессии и сухого закона). У Америки и в этом смысле есть чему поучиться.
Имея деньги, Америка не жалела их на науку и образование. Положение о том, что от образования зависит будущее нации, зафиксировано в конституции США. Немалую роль сыграла и характерная для Америки ХХ века ставка на «переманивание мозгов», привлечение наиболее образованных и квалифицированных специалистов, талантливой молодежи благодаря созданию лучших условий работы, высокой зарплаты. Американская «Армия спасения» всегда оказывалась на месте в районах вооруженных конфликтов, голода, природных катаклизмов, перевозя в США беспризорных детей и молодежь, желавшую попробовать свои силы там, «где люди взлетали на аэро, где люди орали в радио» (В. Маяковский. Бруклинский мост). Те, кто не слишком преуспел, оказывались полезными в качестве дешевой рабочей силы. Если еще в концеXIXв. в США могли вызвать полицию для расстрела демонстрации трудящихся, то в ХХ веке полиция охраняла любые демонстрации, даже самые нелепые с нашей точки зрения, лишь бы они были заявлены в соответствии с законодательством. В ХХ веке рабочие все активнее привлекались к управлению производством — и в смысле идей, и как акционеры. Большой вес приобрели профсоюзы.
Потянулись в США и представители художественной культуры, и философы, причем не только из революционной России, но и из Европы — после прихода к власти Муссолини и Гитлера, а затем и послевоенной разрухи. Достаточно назвать имена композиторов И. Стравинского, С. Рахманинова, пианиста В. Горовица, физиков А. Эйнштейна, Э. Ферми, Н. Бора, Г. Гамова, Вернера фон Брауна, философов Питирима Сорокина и Эриха Фромма, логика К. Геделя. Позже в этот поток влились киноактеры и спортсмены. Америка и сегодня продолжает привлекать не только материальным уровнем, но и размахом возможностей. Правда, сегодня это идет не только материальным уровнем, но и размахом возможностей. Правда, сегодня это идет ей не только на пользу, но и во вред, так как под крылом демократии порой находят себе место также аферисты, преступники и террористы.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение