Художественная культура
Художественная культура Индии — не только одна из богатейших, ей посчастливилось еще и достаточно хорошо сохраниться. Прежде всего сказанное относится к уже неоднократно упоминаемым «Ведам». Веды представляют обширную панораму всей жизни древней Индии. Они содержат сведения о повседневном труде, войне и мире, борьбе за власть, в них можно найти сведения об агрикультуре, обработке металлов, медицине, математике, шахматах. В содержание «Вед» входят также басни и сказки, порой — с элементами сатиры. К ведическому канону примыкают эпические поэмы «Рамаяна» (IV—IIIвв. до н.э.) и «Махабхарата» (V—IVвв.), а также «Родословная Кришны» (IVв. до н.э.) и священные тексты —пураны, созданные уже вIтысячелетии нашей эры.
«Рамаяна» повествует о приключениях принца Рамы, освободившего свою жену Ситу от демона Раманы, унесшего ее на остров Ланка — здесь в сказочной форме нашло отражение продвижение арийских племен на Юг. «Махабхарата», или «Великая битва Бхаратов», по объему в восемь раз больше созданных в ту же эпоху «Одиссеи» или «Илиады». Ее 107 000 двустиший рассказывают о войне за власть в стране, упоминаемой еще в «Ригведе». Здесь эта война представлена как битва народов, предвещающая конец света в нынешнем его состоянии. Особое место в культурной истории человечества занимает философская часть «Махабхараты», «Бхагавадгита». Она включает раздумья о смысле жизни, о карме и дхарме, связи человека с мировым процессом.
Полководец Арджуна, увидев в рядах противников своих родственников и учителей, поначалу отказался сражаться (хотя Кришна все же вынудил его к исполнению долга — дхармы). Однако мысль о бессмысленности войны, иллюзорности достигнутых в них побед затем проходит через всю индийскую литературу и религию. Глубокой горечью оказывается полон правивший в IIIвеке царь Ашока: одерживая все новые победы и расширяя свои владении, он пришел в ужас от цены — пролитой с обеих сторон крови.
В эпической литературе содержатся развернутые образцы идеального воспитания. Мудрый Кришна и царевич Рама были примерами человеческого совершенства, владея разнообразными умениями и искусствами, ведийской ученостью. Исполненные высочайших достоинств, они не кичились ими, были чисты душой, приветливы и почтительны в обращении. Чрезвычайно интересно изображено, как учился у божественного Кришны царевич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед ним различные цели, расширяя и углубляя их и тем самым побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуну к совершенству.
«Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» — своеобразная энциклопедии народной мудрости. Вот ее образцы: «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость»; «Бесполезна ученость, лишенная добродетели».
Значительным памятником индийской культуры является созданная в IVвекеКалидасойпоэма «Облако-вестник». Попавший в плен воин просит облако передать любимой, как он томится по ней. По преданию, Калидаса был бедным и необразованным бедняком, которого жена выгнала из дома. Проведя ночь в храме богини любви, Кали, он приобрел знания и поэтический дар.
Огромное место в индийской культуре во все времена занимали музыка,пение итанцы. Неотъемлемой частью народных празднеств всегда былтеатр «сангит», объединяющий пение, игру на национальных инструментах, танец, богатый выразительной мимикой. Без музыки, пения, танцев не обходится и сейчас ни один индийский кинофильм. Весь мир пленили песни из кинофильмов «Бродяга» и «Господин 420»; со знаменитым Раджем Капуром в главной роли, повествующих о жизни, горестях и радостях простых людей.
Высочайший художественный уровень присущ индийскому изобразительному искусству—скульптурам, фресковой живописи, дворцовой и городской архитектуре,парковому искусству.Дворец царя Ашоки(273—232 гг. до н.э.) в Паталипутре имел три яруса, балконы и арки, был украшен статуями и росписями богов и людей. Ашока насадил рощи для отдыха простых людей, распространены были загородные парки. Мировой известностью пользуютсяпещерные храмы Аджанты, которые строились буддистами сIIIв. до н.э. Росписи Аджанты характерны эротикой, лишенной какой-либо непристойности. Можно лишь попытаться представить себе, как были шокированы первые европейцы (португальцы), наткнувшиеся в джунглях на знаменитый Голубой храм, стены которого облеплены скульптурами божеств, совокупляющихся в самых невероятных позах. Здесь не было, однако, никакого богохульства, а лишь выражение мысли о природосообразности, естественности любви — даже для богов. Тем же можно объяснить и появление «Кама-сутры», знаменитого индийского трактата об искусстве любви с обилием иллюстраций. Небольшие, гармоничные, изящные храмы появились вIV—Vвв. н.э., в эпоху династии гуптов. Большую художественную ценность представляют в них скульптуры, роспись и резьба, выполненные с высокой реалистичностью и композиционным мастерством. В эпоху Гуптов создавались также монументальные каменные скульптуры.
Значительный архитектурный и художественный интерес представляют также ступы— культовые буддийские сооружения. Их форму определил Будда — когда его спросили, каким он хочет видеть свое погребальное сооружение, он постелил плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. В Индии усопших не хоронят, а сжигают (из-за жаркого и влажного климата), и многие выдающиеся люди Индии завещали развеять их прах после сожжения над священной рекой Ганг. Это — еще одно из свидетельств любви индийцев к природе, их вращенности в нее.
В художественной культуре индо-буддийского Востока упор делается на скрытой, не вполне явленной красоте, требующей неспешного созерцания и проникновения, размышления. Подобная созерцательность определила и особенности индийской науки.
Наука
Основные достижения древнеиндийской науки связаны с выполнением практических задач, а не с направленностью на рациональное постижение мира, характерного для европейской мысли. В Индии созданы десятичная система исчисления, действительно чрезвычайно удобная по сравнению с месопотамской шестидесятеричной, «арабские цифры» (ср. с громоздкими латинскими). Индийские математики умели извлекать квадратные и кубические корни, рассчитывать арифметические и геометрические прогрессии. Известна легенда о том, как изобретатель шахмат ответил готовому одарить его любым подарком радже: «Пусть за первую клеточку мне выплатят 1 зернышко риса, за второе — 2, третье — 4, четвертое — 8, и т. д., в геометрической прогрессии», Перед отходом ко сну раджа поинтересовался, «вынесли ли этому несчастному его мешок риса?», но математики все еще считали. Лишь наутро ему сообщили, что если он собирается сдержать обещание, то придется распахать все пустыни и ледники, и в случае хорошего урожая, может быть… Индийские астрономы знали о разнице в продолжительности дня и ночи на различных широтах, о шарообразности Земли и ее вращении вокруг оси. В Индии умели изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент. Хирурги проводили операции с использованием до 200 инструментов. Не достигла, однако, сколько-нибудь значительного уровня техника, что также связано с созерцательностью индийского подхода к природе. С трудом приживались даже исторические исследования. Положения о цикличности событий, иллюзорности жизни лишали их ценности. Характерно, что в Индии не было ничего подобного олимпийским играм в Греции — «сама культура, где у каждого — свое место, не способствовала соревновательности» (Скляр В. Великие цивилизации древности. Краснодар. 2002. С. 191).
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение