Античная мифология
Как правило, религии появляются, оформляются позже мифологии, вырастая из нее, получая систематизацию, рационализируясь. В античной же культуре они скорее сплетены. Точнее будет даже сказать, что в Древней Греции религия как таковая, в сущности, не выделилась, ее роль выполняла мифология. В связи с этим, особенное значение приобретает вопрос о ее источниках. В первую очередь это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в которых в художественной форме изложены представления древних греков о мире, в котором они живут, об их быте и нравах, о взаимоотношениях богов и героев. То же самое можно сказать о поэмах «Теогония», «Труды и дни» жившего позже Господа. Если у Гомера не выражается и тени сомнения в описываемых мифологических событиях, то у Гесиода отчетливо просматривается свое отношение к мифам и их героям, оценки их поступков с моральных позиций. Важное значение имеют также так называемые гомеровские гимны, пять из которых возникли в классический период, остальные — в эллинистический. Что касается классической лирики и трагедии, то там миф скорее служит фоном для раскрытия характеров вполне земных персонажей. Своеобразную мифологическую энциклопедию представляют собой «Метаморфозы» Овидия, поэта уже римской эпохи. Важное значение для понимания мифов как феномена античной культуры и попросту для понимания описываемых в них событий имеют труды историков и философов — Геродота, Плутарха, Платона, Цицерона. Мифографами (собирателями мифов) были составлены даже генеалогические таблицы богов.
Потребность в родословной богов и героев была вызвана, прежде всего тем, что представления о них в процессе развития античной культуры сами менялись, эволюционировали. Если в ранний, доолимпийский период боги несут на себе явственный отпечаток первобытных верований, дикости и необузданности, человеческого страха перед природой, то развитие полиса все более придает их действиям, так сказать, правовой характер. Боги уже не могут быть выше судьбы, они должны считаться с людьми, действовать бок о бок с героями и даже простыми смертными. Меняется в этом процессе и отношение к природе, которая также рационализируется, рассматриваясь не как источник непредсказуемых и грозных сил, а как космос, что в древнегреческом языке имело смысл красоты, гармонии, порядка. Перенесение на космос особенностей античного полиса происходило еще и вследствие характерного для греков взгляда на мир как на дом, который дает тварям прибежище и безопасность, и в котором протекает жизнь огромной родовой общины. Не случайно в центре этого космического дома помещалось Солнце как очаг — «гестия», занимавший центральное место в любом греческом доме. Столь же закономерно, что античный космос, хотя и огромный, ограничен в размерах. При этом он обладает чертами живого существа, как и отдельные планеты, включая, прежде всего, Землю.
В поисках сил, управляющих миропорядком и обеспечивающих его устойчивость, складывается «драматическая концепция природы» (Ф. Вензинк), в которой упорядоченность достигается ценой постоянного конфликта, единства противоположностей, столкновения множества сил, когда даже верховная сила вынуждена находиться в постоянной активности (подобно устойчивости в общественной жизни). Так, Солнце, верховное светило, неизменно появляется каждое утро, но каждый раз преодолевая сопротивление мрака и хаоса. Порой для сохранения порядка вещей в мире приходится даже прибегать к помощи грозных эриний, воительниц богини справедливости Дике.
В греческой мифологии, как и в мифологиях других известных нам культур, мир рождается из хаоса(от древнееврейского «хайно» — разверзаться). Хаос породилЗемлю(Гею), беспросветныйТартар, мрак —Эреб,Ночь,Эрос— любовь,Эфир— свет иГемеру— день. В поэмах Гомера, а еще более в «Теогонии» («Происхождении богов») Гесиода перед читателем предстает скореекосмогония— рождение космических тел. В греческом мифе схема возникновения и развития природного мира подсказана естественным процессом воспроизведения, переносимым на богов. Так, Уран, сын и супруг Геи, лежащий над ней и оплодотворяющий ее, одновременно представляется как усеянный звездами небесный свод, простирающийся над ней. Млечный путь (Галактика, от «галактос» — молоко) порожден разлетевшимися и затвердевшими брызгами молока, которым Андромеда кормила своего младенца, и т. д.
От союза Геи с Ураномпроизошлититаны(их шесть —Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос), шестеро и их сестер (Тефида, Феба, Рея, Тейя, МнемосинаиФемида). Плодами их брака между собой сталиПрометей, Гелиос, Лето, музыи т.д. Кроме титанов, порождением Геи и Урана являются такжекиклопыисторукие— чудовища с 50 головами и парами рук. СтоглавыйТифонявляется порождением Геи и Тартара, Землей порождены и упоминавшиеся уже эринии, которых Гесиод представляет в виде седых, окровавленных старух с головами собак и со змеями в распущенных волосах — кто посмеет сопротивляться таким! От Тифона и Ехидны, также страшного чудовища, рождаются собака Орф, кровожадный, медноголосый и пятидесятиглавый страж АидаКербер(Цербер), лернейская гидра,Химерас тремя головами — львицы, козы и змеи с пламенем изо рта,Сфинкс, убивающая всех, кто не разгадал предложенных ею загадок (когда же Эдип сумел их разгадать, она сама бросилась в пропасть). Миксантропическими, то есть соединившими в себе человека и животного демонами являются сирены (женщины-птицы), кентавры, существа с туловищем коня и головой человека. Есть и другие «примеры невыделенности в первобытном сознании человека из природы». (Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.. С. 329.)
Младший из титанов, Кронос(олицетворяющий время), оскопил своего чрезмерно плодовитого отца Урана. Этим его кровожадность не исчерпывается — Кронос, он же Сатурн в римской мифологии, одного за другим пожирал своих детей, опасаясь их посягательств на власть. Это продолжалось до тех пор, пока его супруга Рея не догадалась дать ему вместо младенцаЗевсазавернутый в пеленки камень. Проглоченный и затем извергнутый Кроносом, этот камень был помещен в Дельфах как центр Земли («пуп земли») и стал почитаться как святыня. Зевс, согласно пророчеству, все-таки лишил отца власти и стал главой новых, Олимпийских (то есть живших на горе Олимп) богов. Те, в свою очередь, в тяжелейшей борьбе победили титанов, а затем и гигантов. Эта победа также предвещалась пророчеством, но только в том случае, если олимпийцам помогут люди. Для этого богам пришлось обратиться к земным женщинам, которые родили детей —героев. Богам Греции пришлось проявить немалую изобретательность, добиваясь расположения как богинь, так и земных женщин. Уже позже, войдя во вкус, Зевс соблазнял Данаю, вступив в ее спальню золотым дождем, Леду — обернувшись Лебедем, в образе быка похитил Европу.
Среди героев особое место занимает Геракл(Геркулес) прославившийся своимидвенадцатью подвигами. Он сумел очиститьавгиевы конюшни, где содержалось три тысячи волов, от нечистот, накопившихся за 31 год. Для этого он направил через них воды реки. Геракл убил свирепогонемейского льва, неуязвимого для оружия — задушив его. Нашел управу он и налернейскую гидру, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало две: он прижег голову факелом и закопал ее в землю, а стрелы окунул в ядовитую желчь гидры. На Крите Геракл сумел пойматьбешеного быка царя Миноса. Вместе с Меркурием и Минервой он сошел в подземный мир, чтобы увестиЦербера, пса, сторожившего подземное царство. Соблюдая условие Плутона не применять оружие, Геракл держал пса за горло, пока тот не сдался. Чтобы получитьзолотые яблоки Гесперид, росшие на склонах Альпийских гор, он уговорил подобрать их Атласа, а тем временем держал на себе его ношу — небосвод. В походе закоровами Герионаон открыл Гибралтарский пролив, известный также как Столпы Геркулеса.
Геракл считается основателем многих городов на территории Европы, что служит в пользу предположения о том, что его история основана на некой реальной фигуре, обросшей мифологическими вымыслами. Во многих из его подвигов прослеживаются параллели с мифами других народов Восточного Средиземноморья, в частности, о шумерском Гильгамеше, также убившим льва и также сошедшим в подземный мир.
Главная заслуга Геракла перед богами в том, что он, со слов Прометея, предупредил Зевса о недопустимости его женитьбы на морской богине Фетиде, так как их общий ребенок будет сильнее отца. Фетиду выдали замуж за простого смертного, и она родила Ахилла, будущего героя Троянской войны. Желая дать ему бессмертие, она окунала его в воды Стикса, держа его за пятку.Ахиллесова пятаоказалась его единственным уязвимым местом, куда он был смертельно ранен.
Люди родились из золы испепеленных Зевсом (Юпитером) — громовержцем титанов, и поэтому они являются носителями двух начал — темного, титанического и светлого, дионисийского. Они понимают силу и власть богов, но могут и не подчиняться им и даже бросить прямой вызов (хотя и с неотвратимым наказанием). Наиболее яркий пример — Прометей, похитивший у богов для людей огонь, и за это прикованный к скале на Кавказе, где ему клевал печень ежедневно прилетающий орел.
Не только герои, но и простые смертные все меньше оглядывались на богов, и тем понадобились срочные меры. Боги посылают в мир коварную красоту, несущую с собой соблазны, раздоры, смерть и самоуничтожение героев. Так появилась созданная богами прекрасная Пандора(греч. всеодаренная) со лживой душой. Когда она открыла перед любопытными людьми свой ящик (точнее, урну — пифос), то откуда вылетели всевозможные беды, преследующие людей и по сей день. Таково было наказание роду человеческому за похищенный у богов огонь, так закончилсязолотой векчеловечества. Единственное, что осталось на дне ящика — этоНадежда. (Пандора стала символом грехопадения и в раннем христианстве часто отождествлялась с Евой). К помощи женщины боги прибегали еще не раз. Из-за прекраснойЕлены, дочери Зевса и богини мщения, Немесиды, разгореласьТроянская война. Прекрасные женщины соблазняют богов, изменяют им (Даная, Семела) и даже презирают их (Кассандра, прорицательница, чьи предсказания неизменно сбывались, но которой никто не верил).
Очень интересно строились отношения с богами и судьбой у героев еще одного мифологического цикла — о троянской войне, странствиях и подвигахОдиссея. Хитроумный Одиссей никогда не решается идти против воли богов или судьбы, он предпочитает их перехитрить. Так удается ему проскочить междуСциллойиХарибдой, спастись от сладкоголосыхсирен, зазывающих своим пением людей и затем пожирающих их. Он сумел усмирить гнев Посейдона после того, как убил его сына, одноглазого великана Полифема. ЗатоЛаокоон, предупреждавший жителей Трои о коварном замысле Одиссея с деревянным конем, в котором спрятались воины, осаждавшие ее, был удушен посланным Посейдоном морским чудовищем.
После победы над титанами Зевс стал верховным богом, а его супруга Гера, покровительница брака, владычицей неба. Брат Зевса,Посейдонполучил во владение море, а другой брат,Аид— подземное царство. Сын Зевса,Аполлон, стал богом света и поэзии, а сопровождали егодевять сестер-муз(Евтерпа— лирической поэзии,Каллиопа— эпической поэзии,Эрато— любовной поэзии,Таллия— комедии,Мельпомена— трагедии,Полигимния— гимнов,Терпсихора— танцев,Урания— астрономии,Клио— истории). Богами стали и другие дети Зевса:Афродита— богиней красоты,Афина— мудрости, богиней Луны —Артемида, богом войны —Арес, огня и кузнечного дела —Гермес. Он же покровительствовал торговле, Афина — ткачеству, Артемида — охоте и беременным женщинам и т. д. Помимо этого, в каждой области Греции имелись свои местные божества. Леса, горы, реки, источники были населенынимфами,нереидами,дриадами,сатирамии т. д.
В честь богов устраивались игрыипразднества, явившиеся важным элементом античной культуры. Прежде всего этоОлимпийские игры, посвященные Зевсу и проходившие в Олимпии раз в 4 года. В 776 году до н. э. на мраморной доске впервые было начертано имя победителя, и отсчет Олимпиад поэтому принято вести именно с этой даты. На их время прекращались любые военные действия, царил дух праздника. В ХХ в. уже нашей эры Олимпийские игры были возрождены, проходя с такой же цикличностью. Однако, в отличие от античных, они дважды прерывались мировыми войнами. Не менее характерно, что право на юбилейную Олимпиаду было предоставлено не Афинам, как того можно было ожидать, а американской Атланте, которая попросту была богаче. Также раз в 4 года проходилиПифийскиеигры, спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, раз в 2 годаИстмийские, в честь Посейдона, под Коринфом.
С большим размахом проводились Мистерии(от мист — посвящение), всенародные просьбы — умиротворения. Наиболее известны так называемыеЭлевсинские, устраивавшиеся в г. Элевсин, соединенным с Афинами 22-километровой дорогой. Согласно мифу, Персефона, дочь Деметры, богини плодородия, была похищена Аидом, с согласия Зевса. Убитая горем и предательством, Деметра пришла в Элевсин, став кормилицей царского сына. Желая сделать его бессмертным, она закаливала его в горящих углях. Сбежавшимся в ужасе людям Деметра открыла, кто она такая. Призналась она и в своей мести богам — «скрывши в земле семена», она обрекла природу на умирание. Пришлось вернуть Персефону, но с условием, чтобы та четыре месяца каждого года проводила в подземном мире у Аида. С возвращением Персефоны природа оживает и плодоносит с новой силой.
В праздниках участвовали все, кроме преступников и варваров. Отмечались также Дионисиии культыорфиков. Дионисий (Вакх) — бог растительности, виноградарства и виноделия, буйный и неистовый. В честь его проводились столь же бурныевакханалии, или оргии. Этот праздник проходил на лоне природы как женские мистерии. Вакханки-менады, полуобнаженные, крушили все на своем хмельном пути. Согласно преданию, ими был растерзан даже певец Орфей, горевавший об утрате своей возлюбленной Эвридики. Поведение вакханок воспринималось как освобождение сил природы, освобождение в людях подавляемого в них бессознательного, природной сущности. То же происходило с мужчинами на спортивных состязаниях (к которым женщины не допускались). К очищению людей, пробуждению в них светлого начала были направлены и культыОрфея, почитателя Диониса, во многом близкие зороастризму.
Важную культовую роль играли также предсказанияигадания. Самые авторитетные предсказания изрекалисьдельфийскимиоракулами. Жрица храма, пифия, обкуренная священным дымом, впадала в транс и изрекала какие-то слова, которые истолковывались жрецами. Предсказания и гадания были попыткой узнать волю богов. Без них не начиналось ни одно крупное действие — строительство, война и т. д. Нашему современнику может показаться слишком легкомысленным решение подобных вопросов жребием. Между тем знаменитая фраза римского полководца (Юлия Цезаря) «Жребий брошен, Рубикон перейден» означала признание в исходе жребия воли богов.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение