Особенности русской художественной культуры в XVII веке
Строгие правила патриарх Никон пытался распространить и на другие стороны жизни, включая церковное строительство.«Обмирщение» коснулось и его, выражаясь в отходе от строгих церковных канонов, от строгости и простоты — к пышной, барочной нарядности, «дивному узорочью». «Дивно нарядным» был многоярусный ступенчато-пирамидальныйТеремной дворец, построенный в Кремле в 1635—36 гг. (арх.Бажен Огурцов) на месте сгоревшего деревянного (с сохранением его стиля), на светские хоромы все более похожими становились вXVIIвеке даже церкви — с приделами, галереями, переходами, составляющими сложные ансамбли. Именно так были построеныцерковь Троицы(Грузинской богоматери) вНикитниках(1635—1653, по заказу купца Никитина) и церковьРождества в Путинках(завершена в 1652 г.). В церкви на Путинках между основным храмом и приделом была встроена высокаяколокольня, как бы объединившая все здания комплекса, церковь украшают декоративные детали, издалека выделяется острый силуэт. На строительство этого шедевра деньги (по тем временам огромные — 500 рублей) собирали всем миром, да дважды еще добирали у богомольного царя.
В 1652 г., год завершения ее строительства, на патриарший престол вступил Никон, одним из первых постановлений которого был запрет на строительство шатровых церквей и возвращение к традиционному пятиглавию. Именно в этих требованиях был выдержан (да и то не вполне) комплекс Новоиерусалимского монастыря— загородной (в Истре) резиденции Никона. Строясь в течение 40 лет (архитекторыАверкий Мокеев, затемЯков Бухвостов), он повторяет черты Храма в Иерусалиме. Пятиглавыми сделаныПатриарший дворецв Кремле,ВоскресенскийиИверско-Валдайскиймонастыри.
Запрет, однако, соблюдался недолго. Во второй половине XVIIвека тяга к декоративности, украшениям, цветному кирпичу, яркой раскраске на белом фоне, цветным изразцам только возрастает. Расписные многоярусные церкви начинают напоминать нарядные пряники — на такие можно любоваться в Москве — в самом начале нынешнего Комсомольского проспекта, а также в Филях. Церковь Покрова в Филях, сама удивительно красивая, стройная и изящная, еще и замечательно вписана в природный ландшафт.
Образцы московского, илинарышкинскогобарокко (от имени московских бояр Нарышкиных), как в церковной, так и в гражданской архитектуре разбросаны по всей Белокаменной. ТаковыПалаты бояр Троекуровыхв Георгиевском переулке иПалаты думного дьяка Аверкия Кириллована Берсеневской набережной,дом дьяка Ивана Волковав Харитоньевском переулке, зданияПечатногоиМонетногодворов,Сухаревой башни(1692—1701), безжалостно разрушенной по приказу Сталина как затруднявшей движение на проспекте Мира. «Восьмым чудом света» назвал Симеон Полоцкий несохранившийся дворец царя Алексея в Коломенском, хоромы которого расписаны позолотой и яркими красками, а постройки соединены сенями и переходами. К концуXVIIвека дома знати обставлялись уже с нескрываемой пышностью, с картинами и большими зеркалами в просторных гостиных, роскошными книгами.
В XVIIвеке на территории Московского Кремля, кроме Теремного дворца, появиласьСпасская башнясо знаменитымиКремлевскими курантами, вXVIIвеке был наконец завершен комплексНоводевичьего монастыряна берегу Москвы-реки. Новые архитектурные веяния распространились и за пределы Москвы — вТроице-СергиевПосад (Трапезная),Ярославль, Рыбинск, Вологду, Калугу, Нижний Новгород, а также наУкраину, коснувшись как храмового, так и гражданского строительства. Особенно примечательны былиярославскиехрамы, построенные по заказу местных купцов и превосходившие по размерам, а то и по пышности московские. Это, прежде всего, церквиИльи Пророка, Иоанна ЗлатоуставКоровникахиИоанна ПредтечивТолчкове, в которой украшенные голубыми изразцами краснокирпичные стены увенчаны пятнадцатью златыми главами. Церковь Ильи Пророка вовсе представляет собойасимметричноесооружение, что как раз подчеркивает ее архитектурные достоинства. Стоит отметить такжеВоенно-Никольский соборвКиеве(1694), построенный московским архитекторомОсипом Старцевымпо заказу Мазепы, а такжеукраинскиехрамыкрестообразного плана— церковь Густынова монастыря (1622), церковь на «экономических воротах» Печерской лавры (1696—98).
«Обмирщение» дошло и до живописи, включая даже иконы. Развиваются жанрпортретаипарсуны(от искаж — персона) — портрета, выполненного в традициях иконописи. Против этого выступили староверы во главе с Аввакумом, считая подобную вольность кощунственной: мирские портреты не смеют напоминать иконы, а в ликах святых не должно быть ничего мирского. Свой подход к изображению икон провозгласил виднейший живописецXVIIвекаСимон Ушаков(1626—1686), работавший вОружейной палате. Он выдвигал на первый план эстетическую ценность художественного произведения, считая, что она как раз будет способствовать более полному его восприятию. На его иконах мы видим живые лица, реалистический пейзаж — именно в таком, отличном от рублевского исихазма ключе, живее, но проще написана ушаковская «Троица» (1617 г., ныне — в Государственном Русском музее Петербурга). Любимая же тема С. Ушакова — «Спас Нерукотворный», ушаковскими «Спасами» гордятся многие отечественные и зарубежные музеи.
Поначалу парсуны писались, как и иконы, на доске (чаще — липовой), яичными красками. Наиболее известные в начале века изображают царя Федора Иоанновича, воеводу М. В. Скопина-Шуйского (предположительно кисти С. Ушакова), в конце века — это портрет в полный рост Л. Н. Нарышкина, дяди Петра I, и поясной портрет его матери Н. К. Нарышкиной. Популярность приобрели также миниатюрные, домашние иконы и портретыстрогановскойшколы (состоявшей поначалу из дворовых людей купцов Строгановых).
После запрещения скоморохов народ лишился игровых представлений. Очень скоро эта потеря была восполнена театром, впервые пришедшим в Россию лишь в серединеXVIIв. Придворный театр предстал пред очами Алексея Михайловича в 1672 г., в честь рождения царевича Петра (постановкой «Артаксерксово действо») и так ему понравился, что царь смотрел его десять часов подряд. Вскоре к обучению «комедиальному делу» были привлечены русские «отроки». Впрочем, после смерти Алексея Михайловича театр был закрыт и возрожден только при Петре. Больше повезлоШкольномутеатру, созданному в самом конце века при Славяно-Греко-Латинской академии силами студентов и преподавателей.
Театральные постановки сопровождались музыкой, продолжил развитие жанр народной исторической песни, воспевающей новых народных героев вроде Стеньки Разина или Ермака. Тем не менее продолжала преобладать церковная музыка. Ее поощряли еще ИванIII(при котором была создана певческая капелла) и ИванIVГрозный, сам писавший музыку. ВXVIIвеке композитор Ник. Дилецкий написал «Музыкальную грамматику», А. Мезенец — «Азбуку знаменного пения». В 1668 г. была создана комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. Знаменное пение под влиянием западных новаций развилось впартесное, многоголосное. Партесный стиль уже по природе своей — светский. Его отличают полнота и насыщенность звучания, яркие контрасты и переходы.
Выразителем новых общественных настроений и эстетических идеалов стала и литератураXVIIвека. Характерным явлением сталапросветительская литература, представленная, прежде всего,Симеоном Полоцким(1629—1680). Свои произведения, написанные в стихотворной форме, он называл «мечом, убивающим не людей, но пороки их». В комедии «Притча о блудном сыне» он перекладывает библейский сюжет на условия современной ему России, входя в перекличку с очень популярной в то время стихотворной притчей «Повесть о Горе-злосчастии». В стихотворных сборниках «Орел российский», «Гусль доброгласная» С. Полоцкий убеждает в необходимости просвещения для устроительства нового государства.
Интерес к человеческой личности делает все более распространенным жанр автобиографии. Просветительский настрой присущ даже написанному в заточении автобиографическому «Житию Аввакума». На примере своего жития он наставляет, учит не ожесточаться, даже в своих мучителях находит человеческие черты. В русскую словесность вошел также жанрдемократической сатиры— «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинниковом» (где обличаются судебные волокита и взяточничество), появились новыеисторические повести(о завоевании Сибири Ермаком, Азовской осаде казаков и т. д.).
Светские веяния обусловили интерес также и к переводной литературе— рыцарским романам, назидательным повестям — «Великое зерцало», «Римские деяния». Бывало, что рыцарские романы переиначивались на русский лад — «Повесть о Бове-королевиче». В серединеXVIIвека даже возник (при дворе) кружок любителей европейского комфорта, литературы и образованности.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение