«Символ веры» и раскол церкви
Какое-то время столица дряхлеющей римской империи пыталась сохранить свое былое значение уже и в христианском мире. Так, в раннем христианстве поддерживалась версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Павел, и, начиная с Vвека, римский епископ стал именоватьсяпапой(от греч.pappas— отец).
Значительную роль в утверждении и распространении христианства сыграли Никейский(325 г.) иКонстантинопольский(381 г.)Вселенские соборы, на которых был принят так называемыйСимвол верыв 12 пунктах, обязательный для всех христиан. Никейский собор принял, а Константинопольский утвердил догмат отроичности Бога: «Сын божий есть истинный Бог, рожденный от Бога отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог отец. Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». Христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, и цель его — очищение от греха, уже заложенного в человеке при его рождении. Подобное очищение могло достигаться путем отказа от всего бренного, земного во имя любви к Создателю и ближнему, по примеру Иисуса Христа. Человек слаб, и нуждаясь в надежной опоре на этом тернистом пути, может и должен рассчитывать на помощь церкви. ВXIIв. католическая церковь додумалась даже о продажеиндульгенций(от лат. милость), то есть платном отпущении грехов.
Поводом для раскола церкви на православнуюикатолическуюпослужило различие в толкованияТроицы. Уже вVIIв. западнохристианская церковь добавила к «Символу веры» положение о «филиокве» (букве. «от сына») — исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от сына. С течением столетий разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. Греко-католическая (католикос — всеобщий) и римско-католическая церковь провозгласили полную независимость друг от друга. Римско-католическая церковь, которая стала называться просто католической, в отличие от православной, добавила также положение о непорочном зачатии Девы Марии и ее вознесении, непогрешимости папы, резком разграничении между клиром и мирянами, о целибате (обете безбрачия для духовенства).
Разрыв церквей в значительной мере был следствием цивилизационных различий, которые обозначились еще более явственно в дальнейшей культурной истории Западной Европы и православных государств. Важнейшей причиной раскола церкви все же была, в конечном счете, борьба за власть. Это подтверждается и смещением в течение веков направленностиКрестовых походов. Если первые из них, объявив своей целью освобождение гроба Господня от неверных, направлялись в Иерусалим, то уже четвертый поход ударил по Константинополю. Захват Константинополя крестоносцами в 1248 году привел к распаду Византийской империи и ее последовательному закату. В каждом из походов крестоносцы грабили те земли (христианские), через которые пролегал их путь.
Идея единого происхождения человеческого рода, заложенная в христианском символе веры, отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств: так возникли Вестготское королевство, королевства франков, бургундов, империя Карла Великого в VIII—IXвв. Когда франки победили лангобардов, до этого 200 лет хозяйничавших в Италии, папа СтефанIIIвенчал их предводителя Пипина Короткого царской короной, а тот в ответ пожаловал папе Рим со всеми окрестностями. Даже тогда это требовало юридического закрепления, и папская курия (канцелярия) обнародовала грамоту, которой якобы Константин Великий даровал власть над Римом папе. Лишь 700 лет спустя Лоренцо Валла, один из образованнейших людей Возрождения, доказал, что язык текста «грамоты» соответствует неIV, аVIIIвеку, разоблачив фальшивку.
Различия католических и православных государств в значительной степени были связаны со статусом церкви. Уже вVв. византийские императоры сумели подчинить церковь своей власти. Даже решение о созыве соборов, высшего органа власти греко-католической церкви, принимал византийский император. В Западной Европе, между тем, папа не только не подчинялся государственной власти, но обладал властью в решении как внутренних, так и политических вопросов. Власть папы принимала все более угрожающие размеры, которые удалось ограничить лишь на короткое время (X—XIв.), когда в результате междоусобиц папский престол попал в подчинение к германским императорам. Однако уже вXIIв. папаИннокентий III(находился на престоле в 1198—1216 гг.), сумел добиться не только независимости от государства, но и признания некоторых монарховвассаламиВатикана. По Иннокентию, подобно тому, как Луна освещается Солнцем, так и королевская власть получала свой блеск от папской власти. Был в истории католичества и период (1309—1377 гг.), когда папа вынужден был перенести свою резиденцию вг.Авиньонна юге Франции, но католическая церковь устояла.
В Византии, между тем, происходило неуклонное укрепление власти императора, поначалу не слишком прочной. Хотя и считаясь подобием Отца Небесного, император должен был помнить о том, что он всего лишь — смертный человек. Это подчеркивалось и особенностями дворцового ритуала: трон находился на возвышении, но был двухместным; на место, оставляемое для Христа, в праздничные и воскресные дни возлагали его символ, крест. Однако вовсе не царь Небесный угрожал власти царя земного. Власть императоров Византии поначалу была весьма шаткой из-за того, что длительное время она не передавалась по наследству, и неугодных императоров смещали, многие из них даже были убиты. Формально император избирался армией и народом, а вступление на престол провозглашалось на ипподроме. С Х века, однако, положение изменилось: императора венчали как Божьего избранника в главном Храме — Св. Софии, он нарекался василевсом(базилевсом), то есть царем иавтократом(самодержцем). Церковь же формально стала подчиняться в Византии императорам, которые даже патриархов назначали сами. Тем не менее и здесь влияние церкви было весьма значительным. И там, и тут христианская церковь, через утверждаемую ею религию, обладала полной властью над душами людей.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение